Задачи и методы воспитательного действия
В любой человеческой деятельности деятельность предваряется осознанием цели. Цель воспитания – ключевая категория в педагогической науке. Ее выявление, формулировка, разработка – центральный момент создания педагогической концепции.
Цель – это идеальное представление о результате деятельности, формирующееся в сознании субъекта в процессе его взаимодействия с окружающей действительностью Цель объективна в том смысле, что она порождается обстоятельствами, черпается из реального объективного окружения.
Цель воспитания подрастающий поколений является прерогативой государства, которое при широком участии науки и общественности формирует ее как главный компонент своей педагогической политики. Иначе говоря, на достижение законодательно закрепляемых целей воспитания должны быть направлены все необходимые ресурсы общества при соответствующем контроле. Формулирование государственных целей воспитания детерминировано экономическими, политическими, научными, правовыми и организационными условиями.
Общий характер цели позволяет ей быть реализованной при самых разнообразных вариациях обстоятельств. Цель как продукт идеальный динамична, т.е. очень подвижна, так как порождается сознанием деятельного человека, постоянно взаимодействующего с изменяющимся миром и постоянно меняющегося самого. Опыт, знания, события, эксперимент обогащают человека, и потому он – носитель динамичного сознания, и его цель в ходе деятельного движения к ней преобразуется постоянно и незаметно для самого субъекта. Учет данной особенности феномена цели предписывает общий характер цели, так, чтобы в ее динамической изменчивости она могла бы оставаться целью как таковой, а человек мог бы организовать свою деятельность как последовательное движение к запланированному результату.
В педагогике различают по временному основанию отдаленные, близкие, непосредственные цели, ближайшие, промежуточные, перспективные, конечные. С содержательной стороны подобная классификация переносится на все направления.
В структуру цели воспитания входят задачи воспитания. Выполнение задачи должно совершаться в контексте цели, несмотря на то, что акт выполнения задачи автономен и существует сам по себе. В момент выполнения задачи, она выступает для субъекта целью. Если сохраняется контекст цели воспитания, то все, что выдвигает и решает педагог, квалифицируется как задача. К задачам воспитания относятся: оснащение ребенка широкими знаниями о мире, умениями взаимодействия с миром, формирование у него ценностей и системы ценностных отношений; формирование способности жить по социально-культурным нормам, способности выполнять роль человека, вступать в социальные отношения, формирование достойного образа жизни, жизненной позиции и способности регулировать содержание своей жизни; подготовка человека к труду жизни, к семейной жизни, к свободному досугу, творческому самовыражению.
Кроме наличия цели, воспитателя для эффективной педагогической работы должен руководствоваться принципами воспитания. К ним относится следующее:
¨ принцип связи теории с практикой обучения;
¨ принцип научности;
¨ принцип систематичности;
¨ принцип сознательности и активности учащихся;
¨ принцип наглядности;
¨ принцип доступности;
¨ принцип индивидуального подхода к воспитуемому;
¨ принцип внимательного изучения каждого воспитуемого, заботы о развитии задатков и способностей всех у воспитуемых.
При осуществлении воспитательного процесса педагог пользуется определенными методами. Методы воспитания – это педагогическая проекция объективных факторов социальной действительности, обладающих формирующим влиянием на личность. Система методов воспитания сложна, потому что цель воспитания многопланова, многомерен человек, противоречивы его взаимоотношения с миром.
Фактор социальной среды в личностном формировании трансформируется в метод организованного взаимодействия со средой.
Фактор собственной активности человека проходит педагогическую трансформацию и получает название метода организации воспитывающей деятельности.
Фактор возвратно-оценочного влияния взрослых на ребенка проецируется на воспитательную действительность, трансформируясь в организованное осмысление ребенком разворачивающейся жизни.
В педагогическом арсенале воздействия существует три метода:
¨ метод убеждения. Этот метод выступает в виде следующего: суждение педагога, аргументация педагога; мнение, высказанное педагогом, сообщение о личном отношении и самочувствии; сообщение об общепринятом в культуре; раскрытие внутреннего скрытого смысла происшедшего; диалог педагога с детьми; дискуссия; обмен впечатлениями по восприятию художественного образа; совет, рекомендация педагога.
¨ метод упражнения Реализуется следующим образом: примером педагога; просьбой что-либо сделать, что-либо передать; показом-инструкцией, вплетенной в контекст совместной деятельности; специальным тренингом; игрой с этико-психологическими правилами; традиционным оформлением некоторых правил поведения; приказ к действию в особых случаях.
¨ метод педагогической оценки. Подразделяется на поощрение и наказание.
Методы специального педагогического воздействия разрабатывает такая научная дисциплина как педагогическая технология. Реализация этих методов осуществляет тончайшее психологическое прикосновение к личности, потому нуждается в особом педагогическом искусстве.