Тренировка памяти необходима для воспитания таланта

Программа обучения в школе воспитания та­лантов отличается от программы обычного дет-

ского сада. Она направлена на то, чтобы дети выросли талантливыми. Им прививаются основ­ные качества, которые помогут им приобрести в будущем необходимые способности. Учителя, наделенные высоким художественным чувством и добрым характером, преподают им каллигра­фию, рисование, английский разговорный язык и т. д. Я очень надеюсь, что наряду со знания­ми и умениями дети подсознательно смогут перенять и положительные качества личности учителей.

Просто удивительно, каких успехов добива­ются дошкольники в каллиграфии при некото­рой тренировке. В программу подготовки детей входит и организация выставок их рисунков и художественных надписей. Среди них встреча­ются очень интересные работы. Обращается вни­мание и на написание цифр. Их всего десять, но мы пользуемся ими на протяжении всей жизни, поэтому детей учат писать эти цифры красиво. Достижения детей просто удивительны. Их ан­глийское произношение ничем не отличается от произношения американских преподавателей. Я слушаю их с завистью. Но самое главное в про­грамме подготовки — это развитие памяти. Спо­собность запоминать — одно из самых главных жизненных умений, которое необходимо в себе воспитывать.


Взращенные с любовью


Взращенные с любовью




Дайсецу Судзуки в своей книге «Что такое дзэн?» пишет: «Одной из отличительных черт человеческой жизни является опыт. Опыт на­капливается только в том случае, если человек способен помнить. Память — это исключитель­но ценная вещь. Человек может строить умоза­ключения и создавать новые идеи только на базе сведений, накопленных в его памяти. Лишь при наличии памяти можно говорить об опыте, а если есть опыт, то перед человеком открывает­ся множество путей для развития. Если имеется база памяти, то присутствует и опыт, а если есть опыт, то человек обладает мышлением».

Итак, вы видите, насколько важна память. При должной тренировке она может улучшаться, а время, необходимое на запоминание тех или иных сведений, становится все короче. В конце концов вы приходите к тому, что запоминаете все с первого раза, а выучив что-то однажды, уже не забываете этого никогда. Память при правильной тренировке можно развить у каждого человека.

Хорошие успехи у одних детей в школе объ­ясняются лишь тем, что память у них развита лучше, чем у других, а неуспеваемость вызвана, на мой взгляд, лишь тем, что у учеников недо­статочно тренирована память. Главное, однако, заключается в том, что потенциал у всех детей

одинаковый. В наших начальных группах мы тре­нируем память, заучивая наизусть хайку Иссы.

Начиная с 1949 года наша учительница Яно постоянно совершенствует методику развития памяти. Каждый день она учит детей запоминать и рассказывать наизусть хорошо известные хайку Иссы. Наблюдая за результатами тренировки па­мяти на протяжении последних семнадцати лет, мы пришли к выводу, что все наши выпускни­ки, попадая в школу, демонстрируют отличную успеваемость.

Вот как примерно осуществляется трениров­ка памяти по методике Яно на базе хайку Иссы.

Первая стадия — 53 хайку типа: Тает снег.

В небе ночном — умытая

пухленькая луна. Стаяли снега —

и полна вдруг вся деревня шумной детворой!

Вторая стадия — 64 хайку типа: Сегодня утром

тихонько упал на землю

с дерева лист. Лист опавший поймал

и лапкой прижал осторожно смешной котенок...


6 Зак. 476


Взращенные с любовью



Взращенные с любовью



Третья стадия — 45 хайку типа:

Стихи новогодние

пишет дитя, глаз не спуская с обещанного мандарина. Вновь прилети весной! Дом родной не забудь,

ласточка, в дальнем пути!*

Детям, которые сначала не могли запомнить хайку даже после десяти повторений, на второй стадии требуется для этого лишь четыре повто­рения, а на третьей стадии они запоминают все с первого раза.

Хайку подбираются в соответствии с инте­ресами детей в зависимости от их поэтического настроя и времени года, чтобы их легче было за­учивать. В конце каждой стадии обучения дети хором читают все выученные ими хайку. После такой ежедневной тренировки дети вдруг и сами начинают сочинять собственные хайку, выражая в них все, что происходит вокруг. Вот некоторые из них, записанные мной или родителями:

Утром я проснулся,

глядь — а в умывальнике копошится маленькая улитка.

Качусь на велосипеде,

везя с собой пышную розовую пену вишневых цветов.

Как они сияют,

как сверкают в ночи, маленькие звездочки!

Колокольчики звенят на ветру, навевая на папу

послеобеденный сон.

Жонкилии тянутся вверх, становясь все выше. Наконец-то весна!

По оконному стеклу в ванной ползет

маленькая садовая улитка.

Мой любимый дедушка

только успел проснуться утром, и уж трубка дымится в зубах.

Круглые пышные далии.

Неужели они уже больше моей головы? Да нет, просто показалось.

С самого утра хлещет дождь. Жаль, что нельзя

побегать и поиграть.


* Перевод Т.Л. Соколовой-Делюсиной.


Взращенные с любовью


Взращенные с любовью




Смотри, с каким восторгом воробышки глядят на нежные цветы.

Дети впоследствии не забывают свои при­обретенные поэтические навыки. Когда они по­ступают в школу, их учителя сообщают мне, что дети часто приписывают к нарисованным ими рисункам маленькие хайку.

Итак, я вкратце описал вам, какие способно­сти мы развиваем в детях помимо игры на скрип­ке. А теперь мне хотелось бы немного рассказать вам о нашей музыкальной подготовке.

Наши рекомендации