Для студентов факультета иностранных языков (специальность СИЯЗ, II курс)

Преподаватель: Сивашинская Е.Ф.

Утверждены на заседании кафедры педагогики УО «БрГУ им. А.С. Пушкина»

(протокол № _____ от ___________ 2013 г.)

1.Образование как ценность, процесс, система и результат. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности.

2.Нормативно-правовая база и основные институты системы образования Республики Беларусь. Учреждения общего среднего образования в системе образования Республики Беларусь.

3. Педагогическая профессия: сущность, функции, особенности. Профессионально обуслов- ленные требования к личности педагога.

4. Педагогическая деятельность: сущность, структура, виды. Профессионально-педагогическая компетентность. Характеристика основных педагогических умений.

5. Педагогика как наука, этапы ее становления. Основные категории педагогики.

6.Взаимосвязь педагогики с другими науками. Система педагогических наук.

7.Понятие о методологии педагогики и ее уровнях. Конкретно-научные методологические подходы в педагогике. Организация и методы педагогического исследования.

8.Развитие личности как педагогическая проблема. Внутренние и внешниефакторы развития личности.

9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в педагогическом процессе.

10. Взаимосвязь воспитания и самовоспитания. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся.

11. Образование как целостный педагогический процесс: структура, функции, основные характеристики. Педагогическое взаимодействие.

12. Закономерности педагогического процесса. Принципы педагогического процесса и правила их реализации.

13. Цели образования, их разноуровневый характер. Цели образования в современных учреждениях общего среднего образования. Целеполагание как вид деятельности педагога.

14.Содержание образования: понятие, структура, источники, критерии отбора. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь.

15. Понятие о научно-методическом обеспечении образования и его структурных элементах. Образовательные стандарты, учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования, учебные издания: краткая характеристика (с учётом специальности).

16.Предмет и задачи дидактики. Структура, функции, закономерности и принципы процесса обучения.

17. Деятельность учителя в процессе обучения. Виды обучения, их краткая характеристика.

18. Учебно-познавательная деятельность учащихся: характеристика и технологический подход к ее организации.

19. Понятие о методах и приемах обучения. Классификация методов обучения. Критерии выбора методов обучения.

20. Методы организации, стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся: краткая характеристика.

21. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения.

22. Формы и системы организации обучения: понятие, исторический аспект. Классно-урочная система обучения.

23. Урок как основная форма учебного процесса. Типология и структура уроков. Внеурочные формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

24. Требования к современному уроку и пути повышения его эффективности.

25. Современные средства обучения, их классификация и характеристика. Технические средства обучения. Компьютерные технологии в обучении.

26. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса: теоретические основы, закономерности и принципы. «Кодекс Республики Беларусь об образовании» о воспитании в системе образования.

27. Воспитательная работа как вид педагогической деятельности. Воспитывающая деятельность учащихся, педагогические требования к ее организации.

28. Содержание воспитания. «Кодекс Республики Беларусь об образовании» и «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006) о содержании и направлениях воспитания. Понятие о программно-планирующей документации воспитания.

29.Понятие о методах и средствах воспитания. Классификация методов воспитания. Общая характеристика форм воспитательной работы.

30. Методы формирования сознания личности, организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: краткая характеристика.

31. Методы стимулирования деятельности и поведения личности, методы контроля и самоконтроля в воспитании: краткая характеристика.

32. Сущность мировоззрения, его структура и функции. Педагогические условия и возрастные возможности формирования научного мировоззрения учащихся.

33. Нравственная культура личности: сущность, структура, возрастные особенности воспитания. Методы, формы, средства нравственного воспитания учащихся.

34. Воспитание эстетической культуры учащихся.

35. Гражданская культура личности, ее компоненты. Пути и средства воспитания гражданских качеств учащихся.

36.Экономическое воспитание. Понятие об экономической позиции учащихся, пути и методы ее формирования.

37.Сущность профессионального самоопределения учащихся. Развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся в учебно-воспитательном процессе.

38.Экологическая культура личности: сущность, структура. Технологии формирования экологической культуры учащихся.

39. Здоровый образ жизни как условие успешности разностороннего развития личности. Основные направления работы учреждения общего среднего образования по формированию здорового образа жизни.

40. Понятие воспитательного коллектива. Структура и этапы формирования коллектива.

41.Педагогическое руководство процессом формирования коллектива. Ученическое самоуправление в учреждении общего среднего образования: сущность, формы, условия и пути развития.

42. Семья как воспитательная среда ребенка. Типы семей, особенности их влияния на ребенка. Взаимодействие семьи и учреждений общего среднего образования в воспитании учащихся.

43. Теоретические основы развития педагогических систем и технологий. Классификация педагогических технологий.

44. Личностно ориентированный подход в педагогике. Технологии личностно ориентированного и развивающего обучения.

45.Технологии организации познавательной деятельности учащихся.

46.Технологии эффективного управления процессом обучения.

47.Классный руководитель в педагогической системе учреждения общего среднего образования. Технологические аспекты его воспитательной работы: целеполагание, диагностика, планирование, педагогический анализ.

48.Технология педагогического менеджмента в учреждении общего среднего образования.

49.Технология организации методической работы в учреждении общего среднего образования. Инновационная направленность методической работы.

50.Сущность и основные направления коррекционно-педагогической деятельности. Технология работы педагога по профилактике девиантного поведения детей и подростков.

Наши рекомендации