Тематика контрольных работ. 1. Провести сравнительный анализ типов личности вашей семьи

1. Провести сравнительный анализ типов личности вашей семьи.

2. Опишите одну из новейших теорий личности.

3. Проанализируйте условия и факторы развития вашей личности.

4. Примените культурно-исторический подход к изучению личности ваших знакомых.

5. Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различия в этих явлениях (на примере своей личности).

6. Педагогические факторы ускоренного развития человеческих способностей.

7. Личность и темперамент (на собственном примере).

8. Проведите сопоставительный анализ различных типологий характера на примере членов семьи или друзей.

9. Проявление социально-нравственных типов характера в семье.

10. Педагогические механизмы формирования вашего характера.

11. Основные направления и пути развития вашей воли.

12. Проведите теоретический анализ волевого действия (на собственном примере).

13. Функциональное назначение различных эмоций у человека (с практическими примерами) .

14. Проведите сравнительный анализ проявления эмоций у членов вашей семьи.

15. Проведите персональный эмоциональный анализ индивидуальности творческих личностей (на конкретном примере).

16. Опишите, как вы используете современные когнитивные теории мотивации.

17. Мотивационно-психологические факторы, способствующие и препятствующие достижению ваших успехов.

18. Мотивация агрессивного и просоциального поведения (на практических примерах).

19. Опишите качества своего внимания и его основные свойства.

20. Проанализируйте индивидуальные особенности вашей памяти.

21. Пути, приемы и средства улучшения памяти человека.

22. Влияние вашего воображения на состояния своего организма.

23. Воображение и проективные личностные тесты (с использованием одного из проективных тестов).

24. Психология творческого мышления.

25. Какие средства вы используете для развития своего мышления.

26. Психологические способы измерения интеллекта (с применением теста Г.Айзенка).

27. Виды и функции речи.

28. Какую из позиций восприятия в общении вы чаще применяете, и почему?

29. Какие психотехники подстройки к речевым формулам собеседника вы применятете в практической жизни?

30. Опишите приемы изменения поведения партнера по общению, которые вы используете на практике.

31. Психологические механизмы саморегуляции.

32. Психологические приемы погашения конфликтов.

ОСНОВНАЯ Л И Т Е Р А Т У Р А

Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. М.: Мир,1992.

Жмыриков А.Н. Психология профессионального общения (Курс лекций для студентов гуманитарных вузов).-Н.Новгород: НКИ, 1997.

Немов Р.С. Психология в 3-х т.М.,1995.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.: Просвещение, 1989.

Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности.- Самара: Издательский дом “Бахрах”, 1996.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). -Спб,: Питер Пресс, 1997.

Яшин В.П. Составление психологического портрета(Учебно-практическое пособие).-Н.Новгород: НКИ, 1997.

Яшин В.П., Петривняя И.В., Тремасов А.Н. Психология. Учебное пособие.- Н. Новгород: НКИ, 2001.

Яшин В.П. Альбом схем по психологии с кратким комментарием. – Н. Новгород: НКИ, 2001.

Ответы на тесты по разделам

Раздел

1. в 2. в 3. б 4. а 5. б 6. в 7. б 8. в 9. б 10. в

Раздел

1. а 2. б 3. в 4. б 5. в 6. б 7. а 8. в 9. а 10. б

Раздел

1. б 2. а 3. в 4. б 5. а 6. в 7. б 8. а 9. в 10. б

Раздел

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.

Итоговый тест по курсу "Психология и педагогика"

Инструкция: из пяти вариантов ответа выберете тот, который по вашему мнению является верным. Исправления не допускаются.

1. Психология это…

а) наука о взаимоотношениях между людьми

б) наука о конфликтах

в) наука о поведенческих реакциях

г) наука о душе

д) наука об управлении другими людьми

2. Когда была открыта первая экспериментальная психологическая лаборатория?

а) 1845

б) 1854

в) 1879

г) 1888

д) 1900

3. Кто является основателем психоанализа?

а) В.М. Бехтерев

б) А. Адлер

в) З. Фрейд

г) Ф. Перлс

д) В. Райх

4. Инфантилизм - это…

а) безответственность

б) эмоциональная незрелость

в) бесчувственность

г) искренность

д) заторможенность

5. Кто ввел понятие "комплекс неполноценности"?

а) К. Роджерс

б) А. Маслоу

в) Э. Фромм

г) К. Г. Юнг

д) А. Адлер

6. Кто ввел понятие "бессознательного"?

а) З. Фрейд

б) Д. Уотсон

в) К. Хорни

г) А. Адлер

д) Г. Оллпорт

7. Какому из литературных персонажей свойственен флегматический тип темперамента?

а) Атос

б) Портос

в) Арамис

г) Д"Артаньян

д) Ришелье

8. Что такое девиантность?

а) отклонение от нормы

б) умение общаться

в) психологический срыв

г) уступчивость

д) умышленное сокрытие фактов

9. Какое из нижеперечисленных качеств не принадлежит к сфере эмоций человека?

а) Эмпатия

б) Апатия

в) Стресс

г) Экстраверсия

д) Стыд

10. Какой принцип лежит в основе психической деятельности "Id" или "Оно" по З. Фрейду?

а) Принцип рациональности

б) Принцип удовольствия

в) Принцип целесообразности

г) Принцип компромисса

д) Принцип адаптации

11. Из каких компонентов, по мнению Э. Берна, состоит личность?

а) "Эго", "Ид", "Коллективное бессознательное"

б) "Супер-Эго", "Социальный интерес", "Тень"

в) "Родитель", "Взрослый", "Дитя"

г) Мотивация, Характер, Способности

д) Самость, Я-реальное, Я-идеальное

12. Какой психический процесс является первичной формой отражения действительности?

а) Эмоция

б) Восприятие

в) Память

г) Ощущение

д) Мышление

13. Из каких компонентов, по мнению З. Фрейда, состоит личность?

а) "Родитель", "Взрослый", "Дитя"

б) "Ид", "Эго", "Супер-Эго"

в) Воин, Персона, Тень

г) Социальный интерес, Самость, "Супер-Эго"

д) Темперамент, Задатки, Первичные черты характера

14. Что такое релаксация?

а) напряженность

б) растерянность

в) размышление

г) расслабление

д) восторженность

15. Что такое апперцепция?

а) восприятие несуществующего

б) восприятие с учетом прошлого опыта

в) восприятие неприятностей

г) восприятие зрительного образа

д) опережающее восприятие

16. Удельный вес какой подструктуры человека преобладает в понятии "личность"?

а) биологической

б) психической

в) социальной

г) духовной

17. На каком логическом уровне находятся правила поведения человека?

а) уровень окружения

б) уровень поведения

в) уровень способностей

г) уровень убеждений

д) уровень идентификации

18. Кто является автором теории самоактуализации?

а) Э. Фромм

б) А. Маслоу

в) В. Райх

г) К. Юнг

д) И. Павлов

19. Какая стадия общения является первой?

а) стадия взаимной заинтересованности

б) стадия взаимного оценивания

г ) стадия взаимного увлечения

в) стадия доверительных отношений

д) стадия недоверия

20. Какой педагогический процесс играет наиболее важную роль в становлении личности?

а) тренировка

б) упражнение

в) воспитание

г) обучение

д) игра

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

к экзамену по курсу "Психология и педагогика"

1. Предмет и методы психологии.

2. Основные функции психики.

3. Принципы системности в психологии (по Б.Ф.Ломову).

4. Психологические свойства ощущений.

5. Основные свойства процесса восприятия.

6. Особенности восприятия времени и пространства.

7. Внимание и его признаки.

8. Основные свойства процесса внимания.

9. Виды и функции внимания.

10. Психологическая характеристика процесса памяти.

11. Виды и разновидности памяти.

12. Виды мышления.

13. Особенности мыщления.

14. Значение и виды речи.

15. Связь мышления и речи.

16. Понятие интеллекта. Психологические методы измерения

интеллекта.

17. Виды основных эмоциональных состояний человека.

18. Психологические теории эмоций.

19. Совесть как высшее эмоционально-моральное качество.

20. Любовь как нравственное чувство.

21. Воля и ее основные признаки.

22. Понятие индивида и определение основных индивидуально-типических свойств человека.

23. Свойства темперамента.

24. Психологические методы исследования темперамента.

25. Психологические теории личности.

26. Основные положения теории З.Фрейда.

27. Основные положения теории К.Г.Юнга.

28. Основные положения теории А.Адлера.

29. Системное понимание структуры личности.

30. Динамическая модель личности К.К.Платонова.

31. Соотношение между индивидом, личностью, индивидуальностью и субъектом деятельности.

32. Мотивация достижения результата и избегания неудачи.

33. Темперамент и характер человека.

34. Характер как совокупность устойчивых черт личности.

35. Теория самоактуализации А.Маслоу.

36. Определение понятия общения.

37. Концепции общения.

38. Виды и формы человеческого общения.

39. Структура процесса общения.

40. Особенности первой стадии общения.

41. Позиции восприятия в общении.

42. Логические уровни в общении.

43. Предмет педагогики и ее основные категории.

44. Развитие личности как психологическая и педагогическая проблема.

45. Факторы становления личности.

46. Взаимосвязь и специфика воспитания и обучения.

47. Принципы целостного педагогического процесса.

48. Сущность процесса обучения, его структура и функции.

49. Методы воспитания.

50. Нравственное воспитание.

51. Эстетическое воспитание.

52. Самовоспитание, саморегуляция и произвольная активность.

53. Стратегии творчества.

54. Структура профессиональной деятельности.

55. Сознательное и бессознательное в структуре психики.

56. Самосознание личности.

57. Сензитивные периоды в жизни человека и их роль.

58. Стресс и пути его преодоления.

59. Роль семьи в воспитании человека.

60. Особенности семейных отношений.

Рекомендуемая литеpатуpа :

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М: Просвещение,1989.

2. Ж. Годфpуа. Что такое психология ? В 2-х т.- М: Мир,1992.

3. Психология. Словаpь.- М., 1990.

4. А.Г.Асмолов. Психология личности.- М., 1990.

5. Ф.Пеpлз. Опыты психологии самопознания.- М., 1993.

6. Е.Б.Шестопал. Личность и политика.- М., 1988.

7. Э.Э.Линчевский. Социальная психология тоpговли.- М.,1985.

8.Л.Ф.Лисенкова. Психология тоpговли и пpофессиональная этика.- М.,1985.

9. Л.П.Гpимак. Резеpвы человеческой психики.-М., 1989.

10. П.В.Симонов,П.М.Еpшов,Ю.П.Вяземский. Пpоисхождение духовности.- М., 1989.

11. Социальная психология. Под pед. А.В.Петpовского ,М, 1987 г.

12. К.Леонгаpд, Акцентуиpованные личности ,Киев,1989 г.

13. У.Джемс , Психология , М , 1991 г.

14. Л.Ф.Буpлачук,С.М.Моpозов, Словаpь-спpавочник по психологической диагностике , Киев ,1989 г.

15. Пpактикум по экспеpиментальной и пpикладной психологии, под pед. А.А.Кpылова , СПб ,1990 г.

16. Э.Шостpем , Анти-Каpнеги или человек - манипулятоp ,Минск,1992г.

17. К.Рудестам ,Гpупповая психотеpапия ,М , 1992 г.

18. С.Гpоф , За пpеделами мозга, М, 1993 г.

19. Д.Гpэхэм ,Как стать pодителем самому себе , ТОО"Класс",1993 г.

20. Л.П.Гpимак , Магия биополя ,М , 1994 г.

21. Г.Лейтц ,Психодpама : теоpия и пpактика .Классическая психодpама Я.Л.Моpено, М ,1994 г.

22. Эpих Фpомм , Человек для себя , Минск ,1992 г.

23. А.Маpтынов , Исповедимый путь , М, 1990 г.

24. Д.Киппеp, Клинические pолевые игpы и психдpама, ТОО"Класс",1993г.

25. Психогимнастика в тpенинге , в 2-х частях, СПб ,1993 г.

26. К.Г.Юнг Аналитическая психология ,СПб, 1994 г.

27. А.Т.Надеев Основы системного анализа,Н-Новгоpод,1993 г.

28. Р.С.Немов Психология ,М , 1990 г.

29. К.Хоpни Невpотическая личность нашего вpемени, Самоанализ,

М , 1993 г.

30. М.-А.Робеp , Ф.Тильман , Психология индивида и гpуппы, М,1988г.

31. Л.М.Кpоль,Е.Л.Михайлова, Человек-оpкестp :микpостpуктуpа общения , ТОО"Класс" ,1993 г.

32. Ф.И.Пеpегудов,Ф.П.Таpасенко, Введение в системный анализ,М,1989

33. Николаус Б.Энкельманн, Пpеуспевать с pадостью ,М , 1993 г.

34. Психология эмоций ,тексты ,МГУ, 1993 г.

35. Психология индивидуальных pазличий,тексты, МГУ, 1982 г.

36. Джанетт Рейнуотеp, Это в ваших силах , М ,1993 г.

37. Е.С.Романова, О.Ф.Потемкина , Гpафические методы в психо-

диагностике , "Дидакт" , 1991 г.

38. Г.В.Щекин , Визуальная психодиагностика и ее методы ,в 2-х ч. ,

Киев , 1992 г.

39. В.Л.Васильев ,Юpидическая психология , М , 1991 г.

40. Аллан Пиз, Язык телодвижений ," Ай-Кью "Н-Новгоpод, 1992 г.

41. В.М.Бехтеpев , Избpанные pаботы по социальной психологии,

М , 1994 г.

42. В.В.Налимов , В поисках иных смыслов ,М , 1993 г.

43. Дж.Кpишнамуpти , Это вы можете ,М , 1992г.

44. Отто Вейнингеp , Пол и хаpактеp , М ,1992 г.

45. З.Фpейд ,"Я" и "Оно" , в 2-х томах, "Меpани" Тбилиси, 1991 г.

46. З.Фpейд , Введение в психоанализ,лекции, М, 1989 г.

47. Пьеp Тейяp де Шаpден , Феномен человека , М , 1987 г.

48. Э.Фpомм , Иметь или быть? , М, 1990 г.

49. В.Фpанкл , Человек в поисках смысла , М, 1990 г.

50. К.Г.Юнг , Аpхетип и символ , М , 1992 г.

51. К.Г.Юнг , Психологические типы , М , 1992 г.

53. Э.Беpн , Игpы ,в котоpые игpают люди , Люди, котоpые игpают

в игpы , М ,1989 г.

54. Э.Беpн , Тpансакционный анализ и психотеpапия ,СПб , 1992 г.

55. Джон Лилли , Центp циклона ,"София" Киев, 1994 г.

56. Е.В.Сидоpенко , Комплекс "неполноценности" и анализ pанних воспоминаний в концепции Альфpеда Адлеpа ,СПб , 1993 г.

Материалы по дистанционному обучению.

"Психология и педагогика"

Составители:

Яшин Виктор Петрович

Тремасов Андрей Николаевич

Редактор

Компьютерный набор В.П. Яшин

Корректор

Темплан 2002 г.

Изд. лицензия № 021091 от 29.01.97 г.

Лиц. на полиграф. деят-ть № 18-0003 от 19.05.2000 г.

Подписано в печать Формат 60х90 1/16.

Бумага MEGA COPY. Гарнитура Таймс.

Усл.-печ. л. Уч.-изд. л.

Тираж Заказ №

Нижегородский коммерческий институт

603140, г. Нижний Новгород, пр. Ленина, 27

типография НКИ, г. Нижний Новгород, пр. Ленина, 25а

Наши рекомендации