Ожидаемые результаты реализации доктрины
Качество образования
— создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях;
— индивидуализация образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности;
— конкурентоспособный уровень образования как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг.
Доступность образования
Всем гражданам Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным объединениям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения обеспечивается:
— общедоступное и бесплатное школьное образование;
— обязательное и бесплатное основное общее образование;
— общедоступное и бесплатное среднее (полное) общее образование, включая возможность выбора основных профилей обучения;
— общедоступное и бесплатное начальное профессиональное образование;
— общедоступное и бесплатное среднее профессиональное образование;
— бесплатное высшее профессиональное образование на конкурсной основе;
— бесплатное послевузовское образование на конкурсной основе в аспирантуре, докторантуре;
— дополнительное образование, для детей — на бесплатной основе;
— общедоступное и бесплатное специальное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Закон Российской Федерации «Об образовании»(в извлечениях)
(В редакции изменений и дополнений, внесенных Федеральными законами от 13 января 1996 года № 12-ФЗ, от 16 ноября 1997 года № 144-ФЗ, от 20 июля 2000 года № 102-ФЗ, от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ и от 27 декабря 2000 года № 150-ФЗ, от 30 декабря 2001 года № 194-ФЗ, от 13 февраля 2002 года № 20-ФЗ, от 21 марта 2002 года № 31-ФЗ, от 25 июня 2002 года № 71-ФЗ, от 25 июля 2002 года № 112-ФЗ. Учтено постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2000 года № 13-П.)
Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, который удостоверяется соответствующим документом.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Государственная политика в области образования
1. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.
2. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом.
3. Федеральная программа развития образования разрабатывается на конкурсной основе. Конкурс объявляется Правительством Российской Федерации.
4. Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Федеральной программы развития образования ежегодно представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе.
5. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.
Статья 2. Принципы государственной политики в области образования
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.