Задания для самостоятельной работы. 1. Что такое системный подход?

1. Что такое системный подход? Расскажите, что такое педагогическая система специального

образования. Какие подсистемы, или системы низшего порядка, в нее включены?

2. Изобразите педагогическую систему специального образования в виде схемы. Прокоммертируйте эту схему.

3. Что такое авторские системы специального образования? Ознакомьтесь с одной из них (по выбору) и подготовьте о не сообщение.

4. Подготовьте реферативное сообщение об организации и содержании ранней помощи, пользуясь публикациями журнала «Дефектология».

5. Объясните, как реализуется взаимодействие между ранней помощью детям с отклонениями в развитии и системой их дошкольного образования.

6. Сравните систему специального дошкольного образования России с аналогическими системами в зарубежных странах (страна по выбору).

7. В чем состоят особенности каждого из действующих видов специальных ( коррекционных)( образовательных учреждений? Какие критерии являются определяющими при направлении ребенка в школу определенного вида?

8. В каких направлениях происходит развитие новых типов и видов специальных ( коррекционных) образовательных учреждений ?

9. Охарактеризуйте процесс профориентации лиц с ограниченной трудоспособностью – цель, задачи, содержание, организацию.

10. Каковы современные возможности и проблемы получения высшего профессионального образования людьми с ограниченной трудоспособностью в России и какие проблемы имеются в этой области?

11. Охарактеризуйте структуру современной социально- педагогической помощи людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности в нашей стране.

Основная литература

1. КоркуновВ.В. Понятие «система специального образования»: теоретические и практические аспекты// Понятийный аппарат педагогики и образования. - Екатеринбург, 1998.

2. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом.- Ч. 1. – М., 1996.

3. Назарова Н. М., Аксенова Л.И., Богданова Т.Г., Морозов С.А. Общие основы специальной педагогики // Специальная педагогика: в 3т./ под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2008. – Т.2.

4. Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной педагогики // Дефектология. – 2002.-№ 3.

5. Мастюкова Е.Н. Лечебная педагогика. – М., 2000.

6. Дошкольное воспитание аномальных детей: книга для учителя и воспитателя /под ред. Л.П. Носковой. – М., 1993.

7. Дошкольное образование России в документах и материалах: сб. действующих нормативно-правовых и программно- методических материалов. – М., 2001.

8. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системы коррекционно - развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта //Дефектология. – 2006.- № 6.

9. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии специального образования в России: Результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология .- 1997.- №4.

10. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений6 сб. документов / сост. И коммент. Ф.Ф. Водоватова и Л.В. Бумагиной.- М., 2000.

11. Комплексная реабилитация инвалидов / под ред. Т.В. Зозули. – М., 2005.

12. Кавокин С.Н. Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов. – М., 1997.

.

Дополнительная литература

1. КоркуновВ.В. Понятие «система специального образования»: теоретические и практические аспекты// Понятийный аппарат педагогики и образования. - Екатеринбург, 1998.

2. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом.- Ч. 1. – М., 1996.

3. Назарова Н. М., Аксенова Л.И., Богданова Т.Г., Морозов С.А. Общие основы специальной педагогики // Специальная педагогика: в 3т./ под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2008. – Т.2.

4. Системные исследования: ежегодник. – М., 1978.

5. Панарина Л.Ю. Об особенностях раннего развития детей-сирот с синдромом Дауна // Дефектология. – 12006.- №1.

6. Питерси М. и др. Маленькие ступеньки: Университеет Маккуэри. – Сидней, 1998.

7. Сорокова М.Г. Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония.- М., 1998.

8. Специальная дошкольная педагогика: учеб. Пособие / под ред. Е.А. Стребелевой . –М., 2002.

9. Стебелева Е.А. Новые организационные формы в специальном дошкольном образовании // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития . – 2002. -№ 3.

10. Саркисян Л.А. Состояние и концепция высшего профессионального образования инвалидов- опорников // инновации в российском образовании. Специальное (коррекционное) образование . - М.,

1999.

Дидактическая единица: Педагогические системы специального образования детей школьного возраста с задержкой психического развития

Семинарское занятие 6 (2часа)

Тема: Дети с трудностями в обучении

1.Особенности детей с трудностями в обучении (неуспевающие дети).

2. Вариативные формы организации учебно-воспитательного процесса.

3.Стратегия учебно-воспитательного процесса для детей с трудностями в обучении.

а) учет биологических и социальных условий психического развития детей с трудностями в обучении;

б) учет пониженной готовности (интеллектуальная, эмоциональная, социальная) к обучению;

в) особенности учебно-познавательной деятельности школьников с трудностями в обучении;

г) развитие речи младших школьников.

Наши рекомендации