Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинам

№ п/п Наименование последующих дисциплин № раздела (темы) данной дисциплины, необходимых для изучения последующих дисциплин
Раздел 1 Раздел 2
1. Профессиональная этика Тема 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14 Тема 15, 16, 17,18
2. Педагогическая риторика Тема 7, 9, 11, 12, 13, 14 Тема 15, 16, 17,18
3. Методика обучения русскому языку и литературе Тема 2,3,4, 9, 10  
4. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» (профиль начальное образование) Тема 6, 8, 9, 10  
5. Методика обучения и воспитания (профили: экономика, технология) Тема 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 Тема 15, 16, 17,18
6. Методика обучения русскому языку», «Методика обучения литературе» (профиль русский язык, литература) Тема 6, 8, 9, 10  
7. Методика обучения истории и права» (профиль история, право) Тема 6, 8, 9, 10  
8. Методика обучения технологии и экономики» (профиль технология, экономика) Тема 6, 8, 9, 10  
9. Методика обучения биологии» (профиль биология) Тема 6, 8, 9, 10  
10. Методика обучения иностранному языку» (профиль английский язык, немецкий язык) Тема 6, 8, 9, 10  
11. Методика обучения математике и информатике» (профиль математика, информатика) Тема 6, 8, 9, 10  
12. Методика обучения физической культуре» (профиль физическая культура) Тема 6, 8, 9, 10  

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В процессе освоения учебной дисциплины у студента формируются следующие компетенции, предусмотренные ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» для выпускника с квалификацией (степенью) «бакалавр»:

1) общекультурные компетенции (ОК): выпускник

- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

2) общепрофессиональные компетенции (ОПК):

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

в области педагогической деятельности:

- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

По окончании обучения студент должен владеть необходимыми профессиональными навыками и быть готовым к организации воспитательной работы в качестве классного руководителя, воспитателя детского коллектива, группы учащихся, а именно:

Знать:

- основные понятия курса (воспитание, социализация, воспитательная деятельность и др.), сущность, структуру воспитательной работы и основные подходы к ее реализации в профессиональной в педагогической деятельности;

- современные концепции воспитания (отечественные и региональные), методы и формы воспитания (понятие, классификация, характеристика, типология, вариативность);

- современную теорию коллектива, модель школьного коллектива, пути и средства развития детского самоуправления;

- функции, обязанности классного руководителя;

- понятие культуры межнационального общения, формы и методы работы с учащимися и родителями по ее формированию;

- основные направления воспитания (умственное, нравственное, трудовое, физическое и др.), их характеристику;

- характеристику современных воспитательных технологий.

Владеть

- системой знаний о закономерностях развития личности, о человеке как субъекте воспитательного процесса, его возрастных и индивидуальных особенностях, социальных факторах развития;

- суммой знаний о воспитании как социальном явлении и педагогическом процессе, осуществляемом в интересах человека, общества и государства;

- знаниями об основных базовых теориях, воспитания и развития личности, воспитательных системах и технологиях, национальном своеобразии воспитания;

- системой знаний о закономерностях и принципах воспитательного процесса и целостного педагогического процесса, системой форм, методов и средств обучения и воспитания;

- методами педагогического исследования процесса воспитания;

- знаниями основ педагогического общения, его видах; основных закономерностях и стилях педагогического общения;

- системой знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой;

- методами, приемами и средствами воспитания;

- умениями педагогической диагностики и на ее основе проектирования, реализации, оценивания и коррекции процесса воспитания;

- основами разработки плана воспитательной работы с коллективом учащихся и использования его для формирования содержания воспитания;

- основами проектирования индивидуальной траектории развития воспитанников.

Уметь организовать:

- учебно-воспитательный процесс на основе личностно-ориентированного подхода;

- внеучебную деятельность учащихся;

- воспитательный процесс в различных социокультурных условиях, а также в условиях разных типов образовательных учреждений.

4. Структура и содержание дисциплины«Педагогика»

Концепция дисциплины основана на закономерностях профессионально-личностного становления специалиста в период обучения в вузе, которые обусловливают следующую логику построения дисциплины: ориентация и самоопределение в сфере педагогической деятельности, педагогического образования; освоение теоретико-методологических основ педагогики; практических способов их реализации в образовательной практике; расширение профессионально-педагогического кругозора и поля возможностей самореализации творческого потенциала будущего специалиста в области образования.

В состав учебной дисциплины включены разделы, способствующие формированию общепрофессиональной педагогической компетентности, понимаемой как становление субъектного опыта целостной профессионально-педагогической деятельности посредством решения педагогических задач, развития умений диагностики собственного продвижения в педагогическом образовании, рефлексии путей достижения целей высшего педагогического образования и построения стратегии профессионального и личностного роста будущего специалиста. Данная программа предусматривает изучение двух разделов: «Теория и методика воспитания», «Социальная педагогика».

Обоснование структуры учебной дисциплины

Освоение содержания учебной дисциплины «Педагогика» бакалавром педагогического профиля призвано способствовать формированию у него профессиональной компетентности и личностных качеств, необходимых учителю, выработке умения находить общие и частные признаки педагогических явлений, прослеживать закономерности процесса обучения, выявлять причинно-следственные связи, использовать полученные знания для дальнейшего применения в профессиональной деятельности с целью повышения педагогического мастерства. Содержание курса строится на анализе и обобщении наиболее важных исследований в области теории воспитания, а также педагогической практики.

В основу логико-структурного построения курса положен системный подход. Идея системности означает, что личность как система есть определенная структура интегративных качеств. Как целостность она формируется в рамках целостной педагогической системы.

Такой подход позволяет усвоить логику и главные идеи изучаемого материала, вырабатывает причинно-следственное мышление.

Раздел «Теория и методика воспитания» посвящен раскрытию научных основ воспитания, его сущности и месту в целостной структуре образовательного процесса, закономерностям и принципам процесса воспитания, содержанию, формам и методам его организации. Изучая темы этого раздела, будущие учителя познают базовые теории воспитания и развития личности, национальное своеобразие воспитания. Особое внимание уделяется воспитанию культуры межнационального общения. Бакалаврам дается понятие о воспитательных системах, раскрываются функции коллектива как объекта и субъекта воспитания. Отдельные темы посвящены вопросам воспитательной работы классного руководителя, педагогическому взаимодействию в воспитании, характеристике функций и основных направлений педагогической деятельности.

Содержание входят вопросы специфики национального воспитания, а также воспитания патриотизма и интернационализма, веротерпимости, толерантности.

В разделе учебной программы «Социальная педагогика» раскрываются вопросы социального воспитания и социализации личности; сущность, принципы, ценности, механизмы и факторы социального воспитания. Методика социального воспитания в воспитательных организациях (быта, жизнедеятельности и взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов) Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи Социализация как контекст социального воспитания: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы.

Будущие учителя знакомятся с оказанием индивидуальной помощи в различных институтах воспитания.

Наши рекомендации