Автор, его время и творчество
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
Образовательное учреждение высшего образования
«Самарская государственная академия культуры и искусств»
Кафедра актерского искусства
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МАСТЕРСТВУ АРТИСТА
ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА И КИНО
«Работа над ролью Ученика в спектакле по пьесе
Александра Володина «Мать Иисуса»
Выполнил:
студент группы ТФ-42
(очного отделения)
Рыжов Р. А.
Научный руководитель:
доцент Горбунов В.В
Самара 2013
Содержание
Введение_____________________3Глава 1. Анализ пьесы и роли____4
1.1 Автор, его время и творчество________________________________4
1.2 Первое впечатление от прочитанной пьесы. Место роли в пьесе___5
1.3 Тема роли, сверхзадача, сквозное действие_____________________7
1.4 Конфликт. Место персонажа в развитии конфликта______________8
1.5 Биография роли. Характер героя. Эволюция характера___________9
Глава 2. Актерские выразительные средства в воплощении роли
в спектакле___________________12
2.1 Зерно роли_______________12
2.2 Разработка внешней характерности__________________________13
2.3 Речевые особенности героя_14
2.4 Внутренний монолог в зонах молчания_______________________14
2.5 Перспектива роли _________16
Заключение__________________18
Список литературы____________19
Введение
Я хочу рассказать о своей работе над ролью Ученика в пьесе Александра Моисеевича Володина «Мать Иисуса». Мне бы хотелось подробно описать все этапы моего пути к персонажу, от первого прочтения и до премьеры.
Целью моей курсовой работы является осознание взаимосвязи теории и практики для более глубокого и профессионального понимания процесса работы над ролью. Я выбрал для анализа в данной курсовой работе работу именно над этой ролью, потому что считаю её важнейшей среди тех, которые я сыграл на этот момент и наиболее значительной в плане развития в профессии. Спектакль «Мать Иисуса» был поставлен руководителем курса на третьем году нашего обучения актерскому мастерству. Пьеса же «Мать Иисуса» была нам впервые представлена еще на втором курсе. Педагоги дали задание прочитать пьесу и запустили процесс приноса этюдов по ней. Так мы могли более глубоко понять этот материал, а педагоги – получить первые представления о возможном распределении ролей. Можно было показывать все: и исторический период до христианства, и эпизоды, по времени относящиеся к событиям пьесы, сюжеты из библии и т.д. У нас было множество метафорических этюдов, что в работе над данной пьесой трудно недооценить. Работа над спектаклем на 3 курсе также началась с этюдов – на этот раз теневых, на библейские темы. Тем не менее, и для меня это особенно важно, наш спектакль, как и пьеса, не религиозен. Воплощение этой роли было для меня очень необычным и интересным опытом, начиная с самого распределения, которое на тот момент меня очень удивило. Изначально самым близким для меня персонажем был Римлянин и, получив вдруг роль Ученика, я поначалу был в тупике – не знал, как подступиться к роли, как освоить этот непростой материал. Я знал только одно – надо делать, и, отбросив страхи, начал подступаться к этому персонажу.
Глава 1. Анализ пьесы и роли.
Автор, его время и творчество.
Александр Моисеевич Лифшиц, известный под литературным псевдонимом Александр Володин, родился в Минске, но с пяти лет жил в Москве у своего дяди — врача. После окончания средней школы поступил в Московский авиационный институт, который бросил через полгода. Окончив в Серпухове учительские курсы, год преподавал русский язык и литературу в школе в деревне Вешки Московской области. В 1939 году Володин поступил на театроведческий факультет ГИТИСа, но через два месяца получил повестку в армию. В годы Великой Отечественной Войны будущий драматург служил связистом и сапёром, участвовал в боях на Западном, позже на Белорусском фронте, он дважды был ранен, а также награждён орденом и медалями. После демобилизации Володин не вернулся в ГИТИС — поступил на сценарный факультет ВГИКа, который окончил в 1949 году; учился в мастерской Е. Габриловича, но своими главными учителями называл В. Юнаковского и А. Сазонова.
В 1949—1956 годах он работал в качестве редактора, а затем и сценариста на киностудии «Леннаучфильм», в 1956—1957 был старшим редактором и членом худсовета киностудии «Ленфильм». Володин был драматургом поколения «шестидесятников» и в своих пьесах противостоял тенденциям драматургии сталинской эпохи, в которой положительный герой всегда отстаивал коллективные интересы, вступать же в конфликт с коллективом мог только отрицательный персонаж. В своих пьесах, сюжеты для которых он брал из повседневной жизни, Володин, всегда был на стороне человека, идущего против течения, восстающего против общепринятого, обнажая, таким образом, социальные, нравственные и психологические конфликты современного ему общества.
Пьеса «Мать Иисуса» написана им в 1962 году, она считается самой неизвестной. На первый взгляд может показаться, что она полярно отличается от других его произведений, но, если присмотреться внимательнее, станет ясно, что, несмотря на время, место и ситуацию, люди там совершенно такие же, как современники Володина и наши современники. Можно сказать с уверенностью, что Володин писал не в прямом смысле про библейские события, а про то, что «можно быть свободным от религиозной веры, но оставаться при этом нравственным человеком» (Нервный). Интересным фактом является то, что в этой пьесе есть персонаж, олицетворяющий автора - Нервный. Через него Володин говорит читателю, что не обязательно верить в Бога, главное - воспитать в себе, а потом еще и не растерять в суете повседневности истинный человеческий облик.