Панорама взглядов на воспитание

 

…Под влиянием гуманистической философии образования понимание воспита­ния как принудительно-нормативного процесса начинает меняться.

…Но если обратиться к своим отечественным корням, к слову «воспитание» в родном русском языке, то окажется, что культура народа мощно зафиксировала в нем все основные педагогические смыслы. В Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля читаем: «Воспитывать — заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего до возраста его»(Т.1. С. 249). Наш родной язык обозначил заботу взрослого как его живую воспитательную силу, как основной способ прикосновения к обла­сти потребностей ребенка. Кому придет в голову усомниться в гуманистическом смысле такого понимания воспитания?

… Мир богатейшего педагогического смысла приоткроется в понятии «воспитание», если задуматься над значением самих педагогических действий в акте воспитания, закрепленных в русском языке глаголами с красноречивой приставкой «при», всегда указывающей на близость, единство, взаимосвязь:

«приучить» — объяснить значение поступка или события, обращаться к разуму ребенка, вызывать его собственные размышления о происходящем и переживаемом;

«приохотить» — вызвать эмоциональ­но положительное отношение к новой деятельности, к трудному, но важному усилию, обязанности;

«приобщить» — включить во взаимо­действие с другими людьми, в общее дело, в общие заботы, в культуру социума.

Нетрудно заметить, что эти глаголы выполняют роль своеобразного «педаго­гического кода» и указывают, что:

• воспитание обращено на выработку у детей определенных ценностных отношений и следует обеспечивать в единстве когнитивный, эмоционально-оценочный
и поведенческий компонент ценностного отношения;

• воспитание — это не возвышение над ребенком и не подстраивание под его природу, а действие «притяжения» его к Истине, Доброй Воле, Красоте Духа;

• воспитание обеспечивает коммуни­кативный опыт ребенка, культуру жизни в мире людей.

Именно поэтому воспитание следует понимать, во-первых, как процесс органи­зованной социализации, педагогическое обеспечение полноценного детского образа жизни. Воспитание предполагает включение ребенка в специально организованные социальные обстоятельства и отношения, позволяющие ему осваивать свой индивидуальный способ их преобразования. Это означает, во-вторых и одно­временно, что воспитание — процесс «вы­ращивания» индивидуальности.

…Задача воспитания в том и состоит, чтобы специальными педагогическими средствами обеспечить ребенку позицию субъекта социализации и помочь ему быть субъектом социализации. Именно в условиях воспитания он должен обрести определенные знания о себе, о своей личности и способах управления собой, освоить ценностные установки современной жизни, определенные навыки «быть собой» и од­новременно умения быть частью некоего социального целого (семьи, коллектива сверстников), добровольно соотносить свое поведение с их интересами. Детство непродуктивно, если специально педагогически не обеспечено воспитанием.

И самоопределение личности нельзя понимать только как свободный выбор своего места в жизни, будущей профессии, круга друзей и занятий. Самоопределение в первую очередь — это нравственная ориентация в области духовных ценностей. В детском сообществе достаточно рано начинают «работать» ценности, закрепленные в неписаных законах дворовых игр, традициях честного поведения, справедливого разрешения споров, правила дружбы и взаимопомощи, хранения тайн, проведения обмена предметами своей детской собственности. Даже такой, детский, уровень функционирова­ния ценностных ориентации проявляет потенциальные возможности детей не просто «входить» в социальную среду, созданную взрослыми, но и самоопределяться в культуре, активно воспроизводить свой собственный социальный опыт. И воспитание призвано создавать для ребенка возможности проявлять эту мощную потребность быть самим собой. Еще В.Зеньковский подчеркивал, что воспи­тание должно не просто предоставить ребенку свободу, освободив его от педагогического влияния, а должно помочь быть свободным, помочь освоить ценностные отношения общества.

…В современном воспитании педагогические акценты все больше смещаются от регулирующих функций специальных педагогических условий и требований, от системы воспитательных мероприятий и поисков ярких форм деятельности воспитанников к решающей роли ситуаций организованного социального опыта детей. Такие ситуации требуют от ребенка проявлять свое ценностное отношение, совершать самостоятельные социальные действия (высказать суждение, выбрать роль, включиться в общение с определенными людьми, избрать ту или иную степень активности), интерпретировать их, исходя из своих социальных представлений и эмоционально-оценочных предпочтений. Следует помнить, что детский социальный опыт — это всегда опыт пережитых ситуаций:

(Цитаты из работы: Голованова Н.Ф. Панорама взглядов на воспитание.//Воспитание школьников ,2004, №7. С.2-5 )

Вопросы для самоконтроля

1. Каково соотношение понятий «воспитание», «формирование» и «развитие»?

2. Правильно ли утверждение, что «…сам процесс социализации часто неуловим, но его результаты очевидны» (Голованова Н.Ф. Общая педагогика, С.251)? С чем это связано?

3. Почему ребенок является предметом воспитания?

4. В чем вы видите единство природной, социальной и культурной сущностей человека в образовании?

5. Каково влияние макросреды, мезосреды и микросреды на становление личности?

6. Что такое социализация и каково ее место в системе воспитания?

7. Что вы понимаете под «бытовым» значением педагогики?

Тема 5. Воспитание как педагогический процесс

Структура воспитания как педагогического процесса. Взаимодействие воспитателей и воспитанников. Механизмы воспитания. Взаимосвязь между элементами структуры личности и сущностью, содержанием, формой проявления потребностей личности.

Закономерности процесса воспитания. Обусловленность закономерностей воспитания закономерностями развития личности и законами социального прогресса: культуросообразность и природосообразность воспитания; реализация процесса воспитания личности в процессе ее деятельности и общения.

Принципы воспитания. Принцип личностного подхода как реализация гуманистического направленности воспитания, принцип сочетания личной и общественной направленности воспитания, принцип связи воспитания с жизнью и трудом, принцип опоры на положительное, принцип педагогического оптимизма

Правила реализации принципов воспитания.

Рекомендуемая литература

Основная

Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования.- СПб., 2001. Гл. 2.

Гессен С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию.- М., 1995. Введение.

Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания.- М., 2004.

Педагогика /Под ред. Смирнова С.А.. – М., 2000.

Педагогика /Под ред.Пидкасистого П.И. – М., 2002.

Подласый И.П. Педагогика. - М., 2004.

Дополнительная

Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования //Педагогика.1997. № 4. С.11-17

Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…Воспитание! - М., 1996.

Мудрик А.В.Социальная педагогика. - М., 1999.

Мудрик А.В. Принципы воспитания. В кн.: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т.2. - М., 1999. С.190-191.

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Характеристика структуры воспитательного процесса.

2. Механизмы воспитания.

3. Принципы и закономерности воспитания.

4. Взаимосвязь закономерностей и принципов воспитания.

Наши рекомендации