Внутренний монолог в зонах молчания
У моего персонажа не так уж много зон молчания - это связано с тем, что, чем дольше Петр находиться в доме Марии, тем больше он сталкивается с непониманием. Поскольку он искренне верит в свои действия и в идею своего учителя, ему некогда молчать - он пробует совершенно разные пристройки к Марии, но с каждой минутой к нему все больше приходит осознание, что все, что он говорит, разбивается на мелкие кусочки о стену непонимания. И все его, пусть маленькие, зоны молчания посвящены внутреннему спору и поиску решения для дальнейших действий. Если разбирать подробнее, то всё-таки вырисовывается несколько очень важных «зон молчания».
Первой зоной молчания можно назвать сцену, когда женщина бросается к Марии с мольбой о помощи. Петр, смотря на происходящее, радуется, ведь в том, что происходит, он узнает и вспоминает ситуации, как люди просили Иисуса о помощи. Петр полон соучастия в этой сцене и с радостью объясняет Марии, что нужно делать. Внутренне я стараюсь проговаривать отдельные фразы, услышанные Петром от Христа- у Петра все время в голове обрывки этих фраз, слова Учителя. Они звучат как строки Учения,
несколько напыщенно. Но вначале спектакля я стараюсь, чтобы внутренняя речь была все-таки и бытовой тоже. Это ещё не тот Петр, который покинет в конце дом Марии - Ученик, готовый к тому, чтобы стать живым апостолом. Он пока человек – и внутренние монологи во многом человеческие, я говорю почти теми же словами, как и в жизни. Дальше наступает следующая зона молчания, когда женщина прощается со всеми. Здесь Петр начинает набирать силу, и мысли его направлены к светлому будущему, которое зависит от него. В этот момент я проговариваю план действий, прошу о помощи Иисуса.
Самой интересной зоной можно назвать, я думаю, приход народа, тут Петр и Мария не просто находятся в оценочной паузе, они общаются по средствам внутреннего монолога, и понимают друг друга без слов. Петр уходит с ощущением выполненного долга, он уверен, что теперь все изменится, и что учение Иисуса продолжит свой путь. Внутренние монологи становятся более похожими на речь священнослужителя. Вернувшись через некоторое время, Петр не может и не хочет верить тому, что видит. В тот момент, когда он зашел в дом, Мария отказывается помогать людям, уверяя их, что не умеет этого делать. Ее слова возвращают Петра на землю и придавливают его к ней. С этой сценой он начинает отчаянно действовать любыми способами, во имя сохранения веры в людях и во имя веры людей в учение Иисуса. Темп его мысли, а соответственно, и внутренней речи, ускоряется. Он ненадолго опять превращается в Петра-человека, который быстро соображает, как ему действовать в сложившейся ситуации, внутренняя речь опять приближается к бытовой.
Перспектива роли.
Наши взаимоотношения с Петром всегда были достаточно странными, мы как будто оба не знали, чего хотим друг от друга - это было больше похоже на какое-то соревнование, а не на творческий союз. И даже когда мы играли первые спектакли, я чувствовал, что происходит что-то не совсем то. Было трудно слушать и понимать, что тебе говорят, конечно, это в определенные моменты даже помогало, но все же…Я очень долго подступался к тому, чтобы впустить в себя образ.
Я не знал, куда себя деть на площадке, что делать, не мог настроиться, сбивался с внутреннего монолога. Сейчас мне кажется, что проблема во многом была в том, я не понимал моего персонажа в силу своего возраста. Его проблемы мне были непонятны, и все что я мог тогда делать - это играть практически «себя в предлагаемых обстоятельствах». После первых трех спектаклей у нас был достаточно большой перерыв, и, когда настал момент вспоминать, я, даже еще не выйдя на площадку, вдруг понял в нескольких моментах, что нужно делать - Петр как будто показал мне часть своей сути. Это здорово воодушевило меня, но части мне было мало, и я пытался разобраться и понять глубже, но на тот момент дальше образ меня не пустил. И снова пауза между спектаклями, подходит день играть - и меня опять простреливает что-то вроде «как же я раньше не понимал?!!»...
Петр опять впустил меня и показал чуточку больше, чем в прошлый раз.
Петр не показывает мне в себе некоторые стороны только до определенного времени, мне кажется, что я вижу и понимаю в этой роли то, что я на данный период жизни смогу понять и принять. Это лучшее, что может быть, как мне кажется, потому что я чувствую, как моя роль развивается от спектакля к спектаклю. Она преображается, и все больше и больше становится ясна общая картина роли. Я все больше понимаю, что хотел сказать этим персонажем автор, и в то же время он становится все более «живым человеком» для меня. Я знаю, что продолжая работать над этим образом, я смогу открыть для себя еще множество «уровней» роли – сделать её богаче, добавляя свою, личностную позицию и понимая, ради чего выхожу в ней на сцену.
Заключение.
В заключение своей курсовой работы, конечно, хотелось бы сказать отдельное спасибо педагогам, которые подарили мне возможность сыграть такую интересную и сложную роль. Я уверенно могу сказать, что она стала для меня решающей в профессии, с помощью Петра и, конечно, педагогов, я увидел, что мой потенциал не так мал, как мне казалось раньше. Петр стал действующей силой не только в пьесе, но и для меня - он дал ту самую платформу, от которой я теперь могу оттолкнуться и пойти дальше. Я очень рад, что играю в этом спектакле, потому что в нем, правда, есть что сказать. Особенно в наше время, когда ситуация практически повторяется только немного под другим углом. Когда общество стало безэмоционально и разучилось чувствовать и сопереживать, когда люди только и ждут, чтобы пойти в ту сторону, куда их поведет наиболее одаренный и агрессивный оратор. Подменяются понятия истинной веры, истинной морали и нравственности. Пьеса «Мать Иисуса» - это тот редчайший случай, когда автор ненавязчиво и тонко дает нам понять какие-то основные, важнейшие принципы жизни. Я рад, что изменилось моё первое впечатление от неё, и что то, что раньше вызывало в этой роли замешательство, теперь постепенно встает на свои места. И если практическая часть изучалась мной на площадке, в репетициях, то сейчас, в теоретической части, обобщая все, что я успел наработать в этой роли, многое стало для меня яснее и определеннее. На бумаге становится понятным и очевидным многое из того, что трудно усвоить умозрительно. Можно смело сказать, что достигнута цель данной курсовой работы – я действительно понял, как важно, чтобы всё в работе над ролью было взаимосвязано. Что теория не может без практики, и наоборот. Даже в нашей «практической» профессии. Без сомнений, это осознание поможет мне в моём дальнейшем артистическом росте.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Азы актерского мастерства. Сборник статей к 40-летию театральной-педагогической деятельности Петрова В. В. – СПБ.: РЕЧЬ, 2002, - 237с.
2) Гиппиус С. В. Актерский тренинг. Гимнатсика чувств (Текст) / С. В. Гиппиус - СПБ.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006, - 377с.
3) Гончаров А. А. Мои театральные пристрастия. – М.: Искусство. – 2000.
4) Как рождаются актеры. Книга о сценической педагогике. СОТИС – СПБ., 2001. – 185с.
5) Кнебель М. О. О действенном анализе пьесы и роли (Текст) / М. О. Кнебель. – М.: Искусство, 1961. – 129с.
6) Станиславкий К. С. / СОБР. соч..: 8 т. – М.: Искусство, 1954.
7) Библия, Ветхий Завет: «Пятикнижие Моисея» (• Бытие • Исход • Левит • Числа • Второзаконие)
8) Библия, Новый Завет: «Соборные послания» ( Иакова, Иуды), «Послание святого апостола Петра » (Апокалипсис)
9) Интернет-ресурс:
-Статья А. Володина: http://www.regels.org/Jesus-Mother.ht;
-Станиславский К. С «Моя жизнь в исскустве»: http://www.koob.ru
-Станиславский К.С «Работа актера над собой»: http://www.koob.ru
-Станиславский К.С «Этика»: http://www.koob.ru