Ведущие условия формирования субъективности воспитанника
• его понимание, признание и принятие;
• развитие и поддержание унего самоценных форм активности.
Понимание ребенка— умение видеть ребенка «изнутри», умение видеть мир как с позиции взрослого, так и с позиции ребенка, умение определять истинные мотивы детских поступков, ориентация педагога на постижение смысла детского поступка или поведения.
Принятие ребенка— безусловное положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, независимо от того, каких показателей в своем развитии и деятельности он достиг.
Признание ребенка— восприятие каждого ребенка как личности, достойной внимания, имеющей право на собственную позицию и мнение, отношение к ребенку с уважением.
У педагогов с высоким уровнем понимания и принятия воспитанников'пре-обладают организующие воздействия, а у педагогов с низким уровнем понимания и принятия — оценивающие и дисциплинирующие.
17?
Педагогу в процессе педагогического взаимодействия необходимо учитывать:
т> степень внушаемости и тревожности воспитанника;
е> индивидуально-типологические особенности (слабая или сильная нервная система, инертная или подвижная, какой темперамент); ©> индивидуальные стили учебной деятельности.
Трудновоспитуемость
Трудновоспитуемость— сознательное или бессознательное сопротивление воспитанника целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное педагогическими просчетами, проблемами психического и социального развития, особенностями характера и др., затрудняющими социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных ролей.
И |
Вот они главные истины эти: Поздно заметили... Поздно учли...
Нет, не рождаются трудными дети, Просто им вовремя не помогли... (Т. Кузовлева)
Семья как субъект социализации и воспитания
Семья и семейное воспитание
Семья— особая'интимная группа, социальное объединение, члены которого связаны родственными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Функции семьи
е> репродуктивная, т> регулятивная,
©> хозяйственно-экономическая, т> коммуникативная,
<т> воспитательная, е> фелицитологическая (создание
е> социализации, условий для счастья каждого члена
е> психотерапевтическая, семьи).
е> рекреативная (восстановительная),
Типы семей
Примечание: существует множество других классификаций.
Семейное воспитание— целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.
Воспитательный потенциал семьи— совокупность материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяемые ее особенностями (типом, структурой, традициями, авторитетностью родителей и др.).
Авторитет родителей— такое нормальное взаимоотношение между воспитателями и воспитанниками, когда последние, уважая своих воспитателей и доверяя им, подчиняются их воле, требованиям и указаниям (А. С. Макаренко).