Организация выполнения работы
Требования к написанию и оформлению учебно-исследовательской работе
Цели и задачи учебно- исследовательской работы
Учебно–исследовательская работа представляет собой самостоятельно проведенное исследование обучающегося, раскрывающее его знания и умение их применять для решения конкретных практических задач. Работа должна носить логически завершенный характер и демонстрировать способность обучающегося грамотно пользоваться специальной терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения.
Задачами учебно – исследовательской работы являются:
· развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач;
· проведение анализа существующих в отечественной и зарубежной науке теоретических подходов, входящих в сферу выполняемого исследования;
· проведение самостоятельного исследования по выбранной проблематике;
· демонстрация умений систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные;
· привитие интереса к исследовательской деятельности.
Организация выполнения работы
2.1. Выдвижение проблемы исследования
Учебно – исследовательская работа – это поисковое исследование, направленное на выявление и, возможно, решение какой-либо проблемы. В науке под проблемой понимается противоречивая ситуация, возникающая в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических положений. Выдвижение обучающимся проблемы для научного исследования должно основываться на фактах окружающего мира. Наблюдение и анализ взаимодействия человека с природой, техникой, информационными системами, обществом, другими людьми, а также самопознание может способствовать открытию школьником для себя проблемной ситуации, которая требует изучения.
2.2. Алгоритм работы над научной проблемой
Существует единый алгоритм, который отражает этапность работы над учебно-исследовательской проблемой специалиста любого уровня:
1) выбор проблемы;
2) сбор информации об уже имеющихся в науке знаниях по изучаемой проблематике;
3) анализ и обобщение полученных знаний по проблеме;
4) разработка концепции и планирование исследования;
5) подбор методов и методик осуществления исследования;
6) проведение исследования;
7) обработка полученных данных;
8) письменное оформление теоретического и эмпирического материала в виде целостного текста;
9) представление работы на рецензирование;
10) представление к защите и защита работы.
2.3.Структурные компоненты учебно-исследовательской работы
Структура работы должна быть представлена следующим образом:
Ø титульный лист;
Ø содержание;
Ø введение;
Ø главы основной части;
Ø выводы;
Ø заключение;
Ø список литературы;
Ø приложения.
Титульный лист является первой страницей учебно-исследовательской работы и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, на базе которых осуществляется исследование. В среднем поле дается заглавие работы, которое оформляется без слова «тема» и в кавычки не заключается. После заглавия указывается вид учебно – исследовательской работы. Ниже, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, имя, отчество исполнителя и далее фиксируется фамилия, имя отчество руководителя, его научное звание (если имеется) и должность. В нижнем поле указываются местонахождение учебного заведения и год написания работы.
Содержание помещается на второй странице. В нем приводятся названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять название глав и параграфов в тексте. При оформлении заголовки ступеней одинакового уровня необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все они начинаются с заглавной буквы без точки в конце. Номера страниц фиксируются в правом столбце содержания.
Главы и параграфы нумеруются по многоуровневой системе, то есть обозначаются цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях номер своей рубрики и рубрики которой они подчинены. Введение и заключение не нумеруются.
Во введении, фиксируется проблема, актуальность, практическая значимость исследования; определяются объект и предмет исследования; указываются цель и задачи исследования; коротко перечисляются методы работы. Все перечисленные выше составляющие введения должны быть взаимосвязаны друг с другом.
Работа начинается с постановки проблемы, которая способствует определению направления в организации исследования, и представляет собой знания не о непосредственной предметной реальности, а о состоянии знания об этой реальности. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?» В процессе формулирования проблемы важное значение имеет постановка вопросов и определение противоречий.
Выдвижение проблемы предполагает далее обоснование актуальности исследования. При ее формулировании необходимо дать ответ на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?
После определения актуальности необходимо определить объект и предмет исследования.
В литературе можно встретить трактование понятия объекта исследования в двух значениях. Во-первых, объект исследования интерпретируется как процесс, на что направлено познание или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Во-вторых, под объектом понимают носителя изучаемого явления, например, некоторые авторы в качестве объекта исследования выделяют представителей той или иной социальной группы.
Предмет исследования более конкретен и дает представление о том, как новые отношения, свойства или функции объекта рассматриваются в исследовании. Предмет устанавливает границы научного поиска в рамках конкретного исследования.
Кроме объекта и предмета исследования, во введении должны быть четко определены цель и задачи исследования.
Под целью исследования понимают конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.
Задачи исследования представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начало до конца.
Важным моментом в работе является формулирование гипотезы, которая должна представлять собой логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.
Гипотеза считается научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям:
v не включает в себя слишком много положений;
v не содержит не однозначных понятий;
v выходит за пределы простой регистрации фактов, служит их
v объяснению и предсказанию, утверждая конкретно новую мысль, идею;
v проверяема и приложима к широкому кругу явлений;
v не включает в себя ценностных суждений;
v имеет правильное стилистическое оформление.