Учебный год летняя сессия
По учебной дисциплине «Социальная педагогика»
1. Социальная педагогика как отрасль знания. Предмет и задачи социальной педагогики. Соотношение общей и социальной педагогики.
2. Межнаучное взаимодействие социальной педагогики с другими науками.
3. Исторические этапы развития социальной педагогики. Особенности развития социальной педагогики как научного знания и как области практической деятельности.
4. Причины возникновения и этапы развития социальной педагогики в Республике Беларусь.
5. Методологические основы социально-педагогических знаний.
6. Развитие социально-педагогических идей в работах древних философов.
7. Идеи социальной педагогики в трудах ученых эпохи Возрождения (Я.А. Коменский, Дж. Локк, И. Песталоцци).
8. Развитие идей социальной педагогики в работах К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.
9. Идеи педагогики среды С.Т. Шацкого.
10. Важнейшие категории и функции социальной педагогики.
11. Использование гуманистических идей ученых прошлого и современности в социальной педагогике.
12. Понятие социализации. Характеристика социализации как социально-педагогического явления.
13. Факторы, агенты, средства социализации.
14. Социально-психологические и социально-педагогические механизмы социализации.
15. Человек в процессе социализации. Человек как объект, субъект, жертва социализации.
16. Возрастные этапы социализации.
17. Основные идеи теории социализации Эриксона.
18. Социокультурная среда как источник и фактор социализации.
19. Мегафакторы социализации и их влияние на формирование планетарного сознания личности. Проблемы педагогики мира и пути их решения
20. Макрофакторы социализации и их влияние на развитие личности.
21. Мезофакторы социализации и их влияние на социализацию личности.
22. Микрофакторы социализации, их влияние на развитие и воспитание личности.
23. Общая характеристика социальных институтов воспитания.
24. Характеристика основных целей и задач, преимущественных механизмов, агентов социализации детей младшего школьного возраста.
25. Характеристика основных целей и задач, преимущественных механизмов, агентов социализации детей подросткового возраста.
26. Охарактеризуйте основные цели и задачи, преимущественные механизмы, агенты социализации в юношеском возрасте.
27. Жизнедеятельность социальных институтов воспитания.
28. Семья как социальный институт. Структура, функции семьи и социальные роли в ней.
29. Актуальные проблемы современной семьи и социально-педагогические пути их решения. Категории семей.
30. Охарактеризуйте влияние современных средств массовых коммуникаций на социализацию и воспитание детей и молодежи.
31. Традиционные и нетрадиционные религиозные объединения в Республике Беларусь.
32. Характеристика родного города (деревни) как фактора социализации.
33. Неформальные объединения и организации и их влияние на социализацию.
34. Учреждения общего среднего образования как социальный институт общества. Тенденции ее развития как открытой, социально-педагогической системы.
35. Воспитание, развитие, социализация человека – основная проблема социального воспитания.
36. Сущность и структура взаимодействия в процессе социального воспитания.
37. Группа сверстников как фактор социализации.
38. Этнокультурные особенности белорусского народа. Этнос как фактор социализации.
39. Влияние белорусских традиций на процесс социализации.
40. Особенности социализации в сельских и городских поселениях.
41. Общение как сфера жизнедеятельности социальных институтов.
42. Традиционный и межличностный механизм социализации в семье.
43. Познание как сфера жизнедеятельности социальных институтов.
44. Межличностный механизм социализации в общеобразовательной школе.
45. Страна, общество и государство как факторы социализации.
46. Идеи взаимоотношений между людьми в трудах древних философов.
47. Белорусский республиканский союз молодежи, Белорусская республиканская пионерская организация как факторы социализации.
48. Понятие субкультура.Стилизованный механизм социализации.
49. Идеи педагогики долга в работах Э.Канта.
50. Идеи гармонии личных и общественных интересов в работах Гегеля.
51. Охарактеризуйте признаки успешной социализации.
52. Идеи человеколюбия в работах Древних китайских философов.
53. Деятельность как сфера жизнедеятельности социальных институтов.
54. Личность, ее развитие и социальное воспитание.
55. Вопросы охраны детства в Национальном докладе «Положение детей в Республике Беларусь в 2010 году». Социальная политика государства по защите прав, интересов ребенка.
56. Сиротство как социально-педагогическая проблема, причины распространения и социальные последствия.
57. Конвенция ООН о правах ребенка. Закон Республики Беларусь «О правах ребенка».
58. Педагогика ненасилия как основа социально-педагогической деятельности.
59. Сущность и основные виды социальной адаптации.
60. Социальная дезадаптация, ее формы, виды.
61. Сущность ресоциализации и социальной реабилитации.
62. Основы профилактики и коррекционно-воспитательной работы.
63. Система учреждений социально-педагогической помощи в Республике Беларусь.
64. Профессиональный портрет социального педагога, его функции и роль в системе социальной помощи населению.
65. Профессионально-этические нормы и принципы деятельности социального педагога.
66. Основы социально-педагогической реабилитации.
67. Виды детско-подростковой дезадаптации.
68. Социально-педагогическая помощь личности при вырабатывании жизненной программы.
69. Социально-педагогические аспекты культурного роста личности.
70. Роль религиозных организаций и религиозного воспитания в социальной становлении личности.