Учебный год летняя сессия

По учебной дисциплине «Социальная педагогика»

1. Социальная педагогика как отрасль знания. Предмет и задачи социальной педагогики. Соотношение общей и социальной педагогики.

2. Межнаучное взаимодействие социальной педагогики с другими науками.

3. Исторические этапы развития социальной педагогики. Особенности развития социальной педагогики как научного знания и как области практической деятельности.

4. Причины возникновения и этапы развития социальной педагогики в Республике Беларусь.

5. Методологические основы социально-педагогических знаний.

6. Развитие социально-педагогических идей в работах древних философов.

7. Идеи социальной педагогики в трудах ученых эпохи Возрождения (Я.А. Коменский, Дж. Локк, И. Песталоцци).

8. Развитие идей социальной педагогики в работах К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

9. Идеи педагогики среды С.Т. Шацкого.

10. Важнейшие категории и функции социальной педагогики.

11. Использование гуманистических идей ученых прошлого и современности в социальной педагогике.

12. Понятие социализации. Характеристика социализации как социально-педагогического явления.

13. Факторы, агенты, средства социализации.

14. Социально-психологические и социально-педагогические механизмы социализации.

15. Человек в процессе социализации. Человек как объект, субъект, жертва социализации.

16. Возрастные этапы социализации.

17. Основные идеи теории социализации Эриксона.

18. Социокультурная среда как источник и фактор социализации.

19. Мегафакторы социализации и их влияние на формирование планетарного сознания личности. Проблемы педагогики мира и пути их решения

20. Макрофакторы социализации и их влияние на развитие личности.

21. Мезофакторы социализации и их влияние на социализацию личности.

22. Микрофакторы социализации, их влияние на развитие и воспитание личности.

23. Общая характеристика социальных институтов воспитания.

24. Характеристика основных целей и задач, преимущественных механизмов, агентов социализации детей младшего школьного возраста.

25. Характеристика основных целей и задач, преимущественных механизмов, агентов социализации детей подросткового возраста.

26. Охарактеризуйте основные цели и задачи, преимущественные механизмы, агенты социализации в юношеском возрасте.

27. Жизнедеятельность социальных институтов воспитания.

28. Семья как социальный институт. Структура, функции семьи и социальные роли в ней.

29. Актуальные проблемы современной семьи и социально-педагогические пути их решения. Категории семей.

30. Охарактеризуйте влияние современных средств массовых коммуникаций на социализацию и воспитание детей и молодежи.

31. Традиционные и нетрадиционные религиозные объединения в Республике Беларусь.

32. Характеристика родного города (деревни) как фактора социализации.

33. Неформальные объединения и организации и их влияние на социализацию.

34. Учреждения общего среднего образования как социальный институт общества. Тенденции ее развития как открытой, социально-педагогической системы.

35. Воспитание, развитие, социализация человека – основная проблема социального воспитания.

36. Сущность и структура взаимодействия в процессе социального воспитания.

37. Группа сверстников как фактор социализации.

38. Этнокультурные особенности белорусского народа. Этнос как фактор социализации.

39. Влияние белорусских традиций на процесс социализации.

40. Особенности социализации в сельских и городских поселениях.

41. Общение как сфера жизнедеятельности социальных институтов.

42. Традиционный и межличностный механизм социализации в семье.

43. Познание как сфера жизнедеятельности социальных институтов.

44. Межличностный механизм социализации в общеобразовательной школе.

45. Страна, общество и государство как факторы социализации.

46. Идеи взаимоотношений между людьми в трудах древних философов.

47. Белорусский республиканский союз молодежи, Белорусская республиканская пионерская организация как факторы социализации.

48. Понятие субкультура.Стилизованный механизм социализации.

49. Идеи педагогики долга в работах Э.Канта.

50. Идеи гармонии личных и общественных интересов в работах Гегеля.

51. Охарактеризуйте признаки успешной социализации.

52. Идеи человеколюбия в работах Древних китайских философов.

53. Деятельность как сфера жизнедеятельности социальных институтов.

54. Личность, ее развитие и социальное воспитание.

55. Вопросы охраны детства в Национальном докладе «Положение детей в Республике Беларусь в 2010 году». Социальная политика государства по защите прав, интересов ребенка.

56. Сиротство как социально-педагогическая проблема, причины распространения и социальные последствия.

57. Конвенция ООН о правах ребенка. Закон Республики Беларусь «О правах ребенка».

58. Педагогика ненасилия как основа социально-педагогической деятельности.

59. Сущность и основные виды социальной адаптации.

60. Социальная дезадаптация, ее формы, виды.

61. Сущность ресоциализации и социальной реабилитации.

62. Основы профилактики и коррекционно-воспитательной работы.

63. Система учреждений социально-педагогической помощи в Республике Беларусь.

64. Профессиональный портрет социального педагога, его функции и роль в системе социальной помощи населению.

65. Профессионально-этические нормы и принципы деятельности социального педагога.

66. Основы социально-педагогической реабилитации.

67. Виды детско-подростковой дезадаптации.

68. Социально-педагогическая помощь личности при вырабатывании жизненной программы.

69. Социально-педагогические аспекты культурного роста личности.

70. Роль религиозных организаций и религиозного воспитания в социальной становлении личности.

Наши рекомендации