Рекомендации по организации изучения дисциплины

Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

  • изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;
  • логичность, четкость и ясность в изложении материала;
  • возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;
  • опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;
  • тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентовв вузе.

Семинарское занятие (семинар) -организационная форма, в процессе которой студенты самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний и коллективно обсуждают результаты своей работы. Проведение семинара способствует углубленному изучению материала и формированию мировоззренческих идей, проявлению в наибольшей степени индивидуальных способностей и коллективного творчества студентов.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции.
Задачами семинара являются целенаправленные воздействия на эмоциональную и интеллектуальную сферы обучаемых, обеспечивающие:

Ø формирование мотивационной и интеллектуальной сфер сознания каждого из обучаемых, направленных на достижение целей изучения данной дисциплины и конечных целей образовательного процесса;

Ø профессиональное использование знаний в учебных условиях: овладение языком соответствующей науки и навыками оперирования формулировками, понятиями, определениями;

Ø овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения;

Ø развитие творческого профессионального мышления; ориентация студентов в современном состоянии, проблемах и перспективах развития науки и практики в данной предметной области знаний.

Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
Центральным элементом семинарского занятия является дискуссия, которая состоит из следующих основных этапов:- вводное информирование - пре­подаватель излагает основной замысел организуемой дискуссии;- постановка проблемы, выделение основных направлений, вопросов дискуссии;- выступление основного докладчика, излагающего основные положения по данному вопросу;- выступление содокладчиков, раскрывающих свое видение проблемы, способы, средства ее решения;
- обсуждение доклада и содокладов - аналитические выступления студентов - выработка решения проблемы - проверка всевозможных вариантов решения проблемы, нахождение оптимального решения;- завершение дискуссии, обобщение результатов.

В зависимости от роли в организации учебного процесса можно выделить следующие основные (традиционные) виды семинаров:

· вводный семинар, который предваряет изучение темы и позволяет студентам самостоятельно разобраться, поработать с определенной учебной литературой, поразмышлять над вопросами, проблемами, которые еще предстоит изучить;

  • семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним;
  • семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса;
  • обобщающий семинар, который применяется с целью обобщения и систематизации знаний сту­дентов по изученной теме;

· семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки;

· спецсеминар - форма общения начинающих исследователей по определенной научной проблеме.

Можно выделить следующие «нетрадиционные» виды семинаров:

Семинар-дискуссия - диалогическое общение участников, в процессе которого через совместное участие обсуждаются и решаются теоретические и практические проблемы курса. При этом могут быть использованы элементы «мозгового штурма» и деловой игры.

Семинар-исследование предполагает предварительную работу - написание реферата, доклада по итогам опытной работы. Результаты обсуждаются на семинаре с наглядным показом исследовательского материала (схемы, таблицы, графики, диагностические методики). При подготовке к семинару-исследованию студент изучает результаты теоретических исследований, составляет библиографию по теме. Данный семинар может быть реализован с использованием элементов презентации, анализа, эвристики.

Аналитический семинар - студенты самостоятельно анализируют тексты, решают профессиональные задачи, составляют планы, графики, схемы, опорные конспекты, схемы-коллажи, крупноблочные опоры, тесты.

Эвристический семинар предполагает применение знаний в измененной ситуации: в лабораторном опыте, докладе, научном моделировании.

Семинар с групповой работой -групповая форма организации учебной работы студентов. В группу, как правило, объединяются 7- 9 человек; из их числа назначается консультант, который выполняет координационную функцию, устанавливая связи между всеми учащимися.

Семинар-зачет (контрольно-обобщающий семинар) -проверяются навыки и базовые знания по тематическому циклу, готовность к экзаменационным испытаниям.
Содержание семинара и особенности его организации выбираются с учетом следующих факторов:

· квалификационные требования к уровню подготовки выпускника;

· цели и задачи изучения учебной дисциплины;

· форма образовательного процесса (очная, заочная, дистанционная);

· технология обучения (применяемые в ней дидактические приемы, методы и средства);

· уровень культуры обучаемых (уровень подготовки, первое или второе профессиональное образование и т.д.);

· наличие у обучаемых опыта участия в семинарских формах обучения (первокурсники, старшекурсники);

· необходимость активного взаимодействия преподавателя и студенческой аудитории;

· взаимосвязь содержания данной учебной дисциплины с содержанием других дисциплин - прежде всего предшествующих ей и следующих за ней в принятом плане образовательного процесса;

· степень обеспеченности обучаемых учебными и методическими материалами, руководствами;

· состав видов и форм учебных занятий (лекции, семинары, практические, лабораторные и т.п.), предусмотренных учебным планом для изучения данной дисциплины;

· место и роль семинара в составе других видов и форм учебных занятий, предусмотренных учебным планом.

Семинарское занятие проводиться в соответствии с учебным планом, утвержденным в установленном порядке и отвечающим действующим нормативным документам федерального уровня.

Содержание семинарского занятия определяется рабочей программой курса, составленной и оформленной в соответствии с положениями.

К основным критериям оценки качества семинара относятся следующие:

Целенаправленность – методологическая и мировоззренческая направленность семинара, постановка учебной проблемы, связь теории с практикой.

Планирование – формулировка темы, соответствующей программе и ГОСу; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выделение главных вопросов, связь с профилирующими дисциплинами, выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов.

Организация семинара – умение преподавателя организовать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений; умение использовать разные виды мотивации, соответствующие содержанию изучаемого материала и характеру познавательной деятельности; особенности межличностного взаимодействия преподавателя и студентов; адекватный выбор и применение преподавателем разнообразных источников знаний, использование разных приемов организации учебной деятельности.

Уровень подготовки студентов к семинарскому занятию:

§ степень усвоения знаний;активность;

§ полнота и конкретность ответа;

§ последовательность и логика изложения;

§ связь теоретических положений с практикой;

§ обоснованность и доказательность излагаемых положений.

Обучающее и развивающее значение семинарских занятий состоит в том, что они позволяют студентам оперировать приобретенными знаниями, доказывать выдвинутые в их докла­дах и выступлениях положения, полемизировать, теоретически обосновывать и объяснять факты и явления.

Это создает более благоприятные условия для активизации индивидуальной и коллективной работы студентов, повышает уро­вень их осмысления и обобщения изученного материала.

В процессе преподавания, особенно при организации семинарских занятий важными являются личная психолого-педагогическая позиция преподавателя и содержание личного опыта студента.

Личная психолого-педагогическая позиция преподавателя. Преподаватель, осуществляя педагогическую деятельность, с одной стороны, всегда выполняет определенный заказ на подготовку специалиста. Для этого он реализует в ходе занятия заданную систему научно-методических средств разработанных и предложенных ему извне. С другой стороны, его деятельность всегда носит личностный характер и он имеет определенные права на переструктурирование и дополнение содержания обучения исходя из своей психологической или педагогической позиции. Это может проявляться в создании и включении в учебный процесс следующих методических средств представления содержания обучения:

- личный опыт деятельности в роли специалиста, которого готовит учебное заведение;

- научные результаты, полученные преподавателем в ходе самостоятельной исследовательской работы;

- дидактические средства наглядности и раздаточный материал, разработанный самим преподавателем;

- ценностное отношение преподавателя к рассматриваемой теме и затрагиваемым в ней проблемам

- личный опыт работы психологом.

При этом преподаватель ни в коем случае не должен абсолютизировать свое отношение к теме и подменять им объективный процесс преподавания учебной дисциплины.

Содержание жизненного опыта обучаемых. Обучаемые входят в учебный процесс в качестве его активных участников и поэтому также могут создавать определенные средства включения своего содержания в учебный процесс. Таковыми в ходе изучения психологии могут выступать:

1. личный опыт студентов по переживанию определенных психических явлений, который может стать основой психологических фактов и в таком виде быть использованным в ходе учебного занятия;

2. обобщения практики осознания понятий и функций входящих в состав будущей профессиональной деятельности актуализируемые им в ходе занятия;

3. материалы проведенных студентами учебных исследований с применением определенных методических средств рекомендованных преподавателем;

4. дидактические средства в виде самостоятельно разработанных конспектов научной и учебной литературы, докладов и сообщений;

5. отношение студентов к процессу изучения данной темы представляемое в ходе занятия в виде вопросов из аудитории и оценочных суждений.

Помимо нормативного описания деятельность педагога может быть представлена через опыт реализации деятельности педагога конкретным представителем данного вида деятельности. В качестве таких описаний могут быть использованы тексты газетных и журнальных публикаций о лучших представителях данной специальности, в которых достаточно подробно раскрываются наиболее эффективные способы профессиональной деятельности. Тем самым преподаватель предлагает обучаемым для дальнейшего анализа определенные ситуации.

Выделяют три типа таких ситуаций:

1. ситуация-иллюстрация (с помощью конкретного случая демонстрируется тот или иной способ решения профессионально значимой задачи);

2. ситуация-оценка (излагается конкретный пример действий специалиста и определенное оценочное суждение о качестве используемого им способа решения);

3. ситуация-проблема (дается описание конкретного случая как основания для выделения затруднений в деятельности специалиста и возможных путей по их преодолению).

Наши рекомендации