Рекомендации по организации изучения дисциплины
Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:
- изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;
- логичность, четкость и ясность в изложении материала;
- возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;
- опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;
- тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентовв вузе.
Семинарское занятие (семинар) -организационная форма, в процессе которой студенты самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний и коллективно обсуждают результаты своей работы. Проведение семинара способствует углубленному изучению материала и формированию мировоззренческих идей, проявлению в наибольшей степени индивидуальных способностей и коллективного творчества студентов.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции.
Задачами семинара являются целенаправленные воздействия на эмоциональную и интеллектуальную сферы обучаемых, обеспечивающие:
Ø формирование мотивационной и интеллектуальной сфер сознания каждого из обучаемых, направленных на достижение целей изучения данной дисциплины и конечных целей образовательного процесса;
Ø профессиональное использование знаний в учебных условиях: овладение языком соответствующей науки и навыками оперирования формулировками, понятиями, определениями;
Ø овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения;
Ø развитие творческого профессионального мышления; ориентация студентов в современном состоянии, проблемах и перспективах развития науки и практики в данной предметной области знаний.
Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
Центральным элементом семинарского занятия является дискуссия, которая состоит из следующих основных этапов:- вводное информирование - преподаватель излагает основной замысел организуемой дискуссии;- постановка проблемы, выделение основных направлений, вопросов дискуссии;- выступление основного докладчика, излагающего основные положения по данному вопросу;- выступление содокладчиков, раскрывающих свое видение проблемы, способы, средства ее решения;
- обсуждение доклада и содокладов - аналитические выступления студентов - выработка решения проблемы - проверка всевозможных вариантов решения проблемы, нахождение оптимального решения;- завершение дискуссии, обобщение результатов.
В зависимости от роли в организации учебного процесса можно выделить следующие основные (традиционные) виды семинаров:
· вводный семинар, который предваряет изучение темы и позволяет студентам самостоятельно разобраться, поработать с определенной учебной литературой, поразмышлять над вопросами, проблемами, которые еще предстоит изучить;
- семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним;
- семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса;
- обобщающий семинар, который применяется с целью обобщения и систематизации знаний студентов по изученной теме;
· семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки;
· спецсеминар - форма общения начинающих исследователей по определенной научной проблеме.
Можно выделить следующие «нетрадиционные» виды семинаров:
Семинар-дискуссия - диалогическое общение участников, в процессе которого через совместное участие обсуждаются и решаются теоретические и практические проблемы курса. При этом могут быть использованы элементы «мозгового штурма» и деловой игры.
Семинар-исследование предполагает предварительную работу - написание реферата, доклада по итогам опытной работы. Результаты обсуждаются на семинаре с наглядным показом исследовательского материала (схемы, таблицы, графики, диагностические методики). При подготовке к семинару-исследованию студент изучает результаты теоретических исследований, составляет библиографию по теме. Данный семинар может быть реализован с использованием элементов презентации, анализа, эвристики.
Аналитический семинар - студенты самостоятельно анализируют тексты, решают профессиональные задачи, составляют планы, графики, схемы, опорные конспекты, схемы-коллажи, крупноблочные опоры, тесты.
Эвристический семинар предполагает применение знаний в измененной ситуации: в лабораторном опыте, докладе, научном моделировании.
Семинар с групповой работой -групповая форма организации учебной работы студентов. В группу, как правило, объединяются 7- 9 человек; из их числа назначается консультант, который выполняет координационную функцию, устанавливая связи между всеми учащимися.
Семинар-зачет (контрольно-обобщающий семинар) -проверяются навыки и базовые знания по тематическому циклу, готовность к экзаменационным испытаниям.
Содержание семинара и особенности его организации выбираются с учетом следующих факторов:
· квалификационные требования к уровню подготовки выпускника;
· цели и задачи изучения учебной дисциплины;
· форма образовательного процесса (очная, заочная, дистанционная);
· технология обучения (применяемые в ней дидактические приемы, методы и средства);
· уровень культуры обучаемых (уровень подготовки, первое или второе профессиональное образование и т.д.);
· наличие у обучаемых опыта участия в семинарских формах обучения (первокурсники, старшекурсники);
· необходимость активного взаимодействия преподавателя и студенческой аудитории;
· взаимосвязь содержания данной учебной дисциплины с содержанием других дисциплин - прежде всего предшествующих ей и следующих за ней в принятом плане образовательного процесса;
· степень обеспеченности обучаемых учебными и методическими материалами, руководствами;
· состав видов и форм учебных занятий (лекции, семинары, практические, лабораторные и т.п.), предусмотренных учебным планом для изучения данной дисциплины;
· место и роль семинара в составе других видов и форм учебных занятий, предусмотренных учебным планом.
Семинарское занятие проводиться в соответствии с учебным планом, утвержденным в установленном порядке и отвечающим действующим нормативным документам федерального уровня.
Содержание семинарского занятия определяется рабочей программой курса, составленной и оформленной в соответствии с положениями.
К основным критериям оценки качества семинара относятся следующие:
Целенаправленность – методологическая и мировоззренческая направленность семинара, постановка учебной проблемы, связь теории с практикой.
Планирование – формулировка темы, соответствующей программе и ГОСу; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выделение главных вопросов, связь с профилирующими дисциплинами, выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов.
Организация семинара – умение преподавателя организовать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений; умение использовать разные виды мотивации, соответствующие содержанию изучаемого материала и характеру познавательной деятельности; особенности межличностного взаимодействия преподавателя и студентов; адекватный выбор и применение преподавателем разнообразных источников знаний, использование разных приемов организации учебной деятельности.
Уровень подготовки студентов к семинарскому занятию:
§ степень усвоения знаний;активность;
§ полнота и конкретность ответа;
§ последовательность и логика изложения;
§ связь теоретических положений с практикой;
§ обоснованность и доказательность излагаемых положений.
Обучающее и развивающее значение семинарских занятий состоит в том, что они позволяют студентам оперировать приобретенными знаниями, доказывать выдвинутые в их докладах и выступлениях положения, полемизировать, теоретически обосновывать и объяснять факты и явления.
Это создает более благоприятные условия для активизации индивидуальной и коллективной работы студентов, повышает уровень их осмысления и обобщения изученного материала.
В процессе преподавания, особенно при организации семинарских занятий важными являются личная психолого-педагогическая позиция преподавателя и содержание личного опыта студента.
Личная психолого-педагогическая позиция преподавателя. Преподаватель, осуществляя педагогическую деятельность, с одной стороны, всегда выполняет определенный заказ на подготовку специалиста. Для этого он реализует в ходе занятия заданную систему научно-методических средств разработанных и предложенных ему извне. С другой стороны, его деятельность всегда носит личностный характер и он имеет определенные права на переструктурирование и дополнение содержания обучения исходя из своей психологической или педагогической позиции. Это может проявляться в создании и включении в учебный процесс следующих методических средств представления содержания обучения:
- личный опыт деятельности в роли специалиста, которого готовит учебное заведение;
- научные результаты, полученные преподавателем в ходе самостоятельной исследовательской работы;
- дидактические средства наглядности и раздаточный материал, разработанный самим преподавателем;
- ценностное отношение преподавателя к рассматриваемой теме и затрагиваемым в ней проблемам
- личный опыт работы психологом.
При этом преподаватель ни в коем случае не должен абсолютизировать свое отношение к теме и подменять им объективный процесс преподавания учебной дисциплины.
Содержание жизненного опыта обучаемых. Обучаемые входят в учебный процесс в качестве его активных участников и поэтому также могут создавать определенные средства включения своего содержания в учебный процесс. Таковыми в ходе изучения психологии могут выступать:
1. личный опыт студентов по переживанию определенных психических явлений, который может стать основой психологических фактов и в таком виде быть использованным в ходе учебного занятия;
2. обобщения практики осознания понятий и функций входящих в состав будущей профессиональной деятельности актуализируемые им в ходе занятия;
3. материалы проведенных студентами учебных исследований с применением определенных методических средств рекомендованных преподавателем;
4. дидактические средства в виде самостоятельно разработанных конспектов научной и учебной литературы, докладов и сообщений;
5. отношение студентов к процессу изучения данной темы представляемое в ходе занятия в виде вопросов из аудитории и оценочных суждений.
Помимо нормативного описания деятельность педагога может быть представлена через опыт реализации деятельности педагога конкретным представителем данного вида деятельности. В качестве таких описаний могут быть использованы тексты газетных и журнальных публикаций о лучших представителях данной специальности, в которых достаточно подробно раскрываются наиболее эффективные способы профессиональной деятельности. Тем самым преподаватель предлагает обучаемым для дальнейшего анализа определенные ситуации.
Выделяют три типа таких ситуаций:
1. ситуация-иллюстрация (с помощью конкретного случая демонстрируется тот или иной способ решения профессионально значимой задачи);
2. ситуация-оценка (излагается конкретный пример действий специалиста и определенное оценочное суждение о качестве используемого им способа решения);
3. ситуация-проблема (дается описание конкретного случая как основания для выделения затруднений в деятельности специалиста и возможных путей по их преодолению).