Интеллектуальные процессы

Для подбора упражнений этого раздела прекрасно подходят все известные задачи на подбор аналогий, понимание пословиц и поговорок, метафор; игры в «Морской бой», «Крестики-нолики», шашки, карты; шарады; задания типа «Найди семь отличий» и т.п.

У 191. «Закончи предложение».

Инструкция.:«Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово».

У дерева всегда есть… (листья, цветы, плоды, корень).

У сапога всегда есть… (шнурки, подошва, молния, пряжка).

У платья всегда есть… (подол, карманы, рукава, пуговицы).

У картины всегда есть… (художник, рама, подпись).

У 192. «Найди сходство и различия». Р.Для анализа предлагаются пары слов, в которых он должен отметить общее или разное.

Например, соловей – воробей, лето – зима, стул – диван, береза – ель, самолет — автомобиль, заяц — кролик, очки – бинокль, девочка — мальчик и т.д.

У 193. «От частного к общему». Объясните Р., что есть слова, которые обозначают множество похожих предметов, явлений. Эти слова являются общими понятиями. Например, «фрукты». Этим словом можно назвать яблоки, апельсины, груши и т.п.

Но есть слова, указывающие на меньшее число похожих предметов, и они являются частными, конкретными. Например, «яблоки». Этим словом называются все яблоки (и большие, и маленькие, зеленые, красные и др.). А теперь попросите Р. Подобрать общие понятия к частному.

К словам из первого набора Р. Подбирает подходящее понятие из второго набора. Можно сделать набор карточек.

а) огурец, осень, пчела, север, дождь, павлин, озеро;

б) овощ, время года, насекомое, сторона горизонта, осадки, водоем, птица.

У 194. «Чего больше?» Р.Должен ответить на вопрос и обосновать свой ответ: «Чего больше: берез или деревьев, земляники или ягод, мух или насекомых, цветов или ландышей, китов или млекопитающих, слов или существительных, квадратов или прямоугольников, пирожных или сладостей?»

У. 195. «От общего к частному». Задание обратное предыдущим: Р. Должен выстроить «дерево», стволом которого является, например, слово «природа», а ветвями: живая –неживая; затем от слова «живая», соответственно – ветви: растения-животные-люди ит.д. Следующее разветвление (например, от «животные»): домашние- дикие или птицы- змеи- рыбы – насекомые и т.д.

У 196. «Подбери общее понятие». Предложите Р. Назвать одним словом следующие понятия и дополнить ряд:

яблоко, груша – огурец, капуста -, стул, шкаф - ,

ботинок, сапог - , кукла, мячик - , чашка, тарелка –

кошка, слон - , нога, рука - , цветок, дерево -

окунь, щука - ,роза, одуванчик -, март, сентябрь –

дуб, береза - , фонарь, лампа - , дождь, снег –

То же с наречиями, прилагательными, глаголами.

У 197. «Классификация по зрительному образцу».Для данного упражнения можно использовать детское лото.

Разложите картинки и предложите Р. Выбрать все картинки, подходящие к эталонной. Например, к яблоку – все картинки, на которых изображены фрукты (ягоды и овощи – в зависимости от задания). Затем попросите его назвать каждую картинку; обсудите с ним, почему он сделал такой подбор, чем схожи (отличаются) эти предметы

Можно выбирать картинки по определенному, заданному общему признаку, например, по форме, цвету или функциональному назначению.

У 198. «Разложи по группам».Р. Предлагается некоторое количество изображений, которые он должен разложить на обобщенные группы: например, грибы и ягоды, обувь и одежда, животные и цветы. Он должен дать название каждой получившейся группе и перечислить (назвать) все ее составляющие.

У 199. «Классификация по обобщающему слову».

По заданному обобщенному понятию (например, посуда, овощи, мебель, предметы из железа, круглые, колючие, летает, сладкие и т.д.) Р. Называет (выбирает из набора картинок)те, которые будут соответствовать заданному понятию.

У 200. «Лишнее слово».Прочитав слова, Р. Должен ответить: «Какое слово – лишнее? Почему?».

А) Тарелка, чашка, стол, чайник. Темно, пасмурно, светло, зябко.

Береза, осина, сосна, дуб. Быстро, бегом, вприпрыжку, ползком.

Диван, стол, кресло, дерево. Много, чисто, мало, наполовину.

Ручка, мел, пенал, кукла. Вчера, сегодня, утром, послезавтра

Землетрясение, тайфун, гора, смерч. Запятая, точка, тире, союз. Аккуратно, неряшливо, грустно, старательно.

Б) Зимний, летний, осенний, июньский, весенний. Лежать, стоять, плакать, сидеть. Старый, высокий, молодой, пожилой, юный.

Красный, синий, красивый, желтый, серый. Молчать, шептать, смеяться, орать. Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный.

У 201. «Ранжирование». Объясните Р., что такое ранжирование и попросите его проранжировать по определенному (разному в каждом случае) принципу следующие понятия:

горох-абрикос-арбуз-апельсин-вишня; пчела-воробей-бабочка-страус-сорока;

зуб-рука –шея-палец-нога; снежинка-сосулька –айсберг-льдина-сугроб;

квартира-улица-город-страна-Земля; младенец-юноша-мужчина-старик-мальчик;

молчать-говорить-кричать-шептать.

У 202. «Многозначность слов» Сыграйте с ? в я-ч^ «посмотри, как интересно». Назовите ему (им) какое-нибудь слово (существительное, прилагательное, наречие, глагол). Задание состоит в том, чтобы за короткий промежуток времени (1-3 мин) придумать как можно больше предложений-ситуаций с эталонным словом.

У 203. «Вставь пропущенное слово».

БАГОР (РОСА) ТЕСАК

ВОСК (СОХА) ФРАХТ

ФЛЯГА (АЛЬТ) ЖЕСТЬ

КАНВА (ВНУК) УЛИКА

ГАРАЖ (…) ТАБАК (ответ: ЖАБА)

СКОТ (…) ФРОНТ (ответ: окно)

КОСЯК (…) МИРАЖ (ответ: кожа)

ХОЛСТ (…) ОЛЕНЬ (ответ: слон)

У 203. «Распутай узел».Р. Нужно «развязать» в абстрактном плане и рассказать , как это сделать, изображенные на рис. 23 узлы.

Интеллектуальные процессы - student2.ru

Рис. 23.

У 204. «Садовник». Садовник обошел по порядку все яблони ( точка ) и вернулся к исходной точке (*), ни разу не возвращаясь к одной и той же яблоне и пустым клеткам, не ходя по диагонали, не заходя на закрашенные клетки

Интеллектуальные процессы - student2.ru

Рис.24

У 205 . «Полянки» Р. предлагается рисунок «Полянки» и зашифрованное письмо-схема, помогающая найти нужный домик Используя схему, он должен найти домик. Примеры - на рис. 25.

Интеллектуальные процессы - student2.ru

Рис.25

После этого Р. нужно составить словесное письмо (по схеме).

Предложите ему выполнить обратную задачу. Дается аналогичный рисунок , на котором по инструкции П. надо найти домик При этом П. диктует: вверх, направо, направо вперед, налево вниз и т.д. После этого Р. надо нарисовать схему пути

У 206. «Заполни пустые квадраты» Прекрасной тренировкой в умении устанавливать закономерности являются задания такого типа. И.: «Какой картинкой из нижнего ряда нужно заполнить пустующее место?» (Рис 26)

Интеллектуальные процессы - student2.ru

Рис.26

На начальном этапе решения таких задач взрослому необходимо помочь Р. выявить закономерность и найти решение, продвигаясь от простых к сложным тестам.

У 207. «Продолжи ряд чисел». Даны ряды чисел. Отметьте вместе с Р. особенность (закономерность) составления каждого ряда и продолжите его, назвав (записав) подряд несколько чисел.

6912151821 (24273033) 15 12 14 11 13 10 .............

51015202530 (35404550) 3 7 11 15 19 23..................

16 12 15 11 14 10 (13 9 12 8) 11 16 14 19 17 22..............

У 208. «Найди три числа». И.: «Напиши три следующих числа в каждом ряду».

2468 (101214) 181064 ..........

14710 (131619) 25811 ..........

211713 (951) 8121620 ...........

Помимо этого, в качестве коррекционного и абилитационного можно использовать материал, представленный в «Альбоме» (раздел «Интеллектуальные пробы»).

Наши рекомендации