Требования к уровню освоения дисциплины

Кафедра специальной дошкольной педагогики и психологии

НАУМОВ А.А.

Основы олиголигофренопедагогики

Учебно-методический комплекс курса

Специальность 050715.65 – «Логопедия»

Согласовано: Учебно-методическое управление «____» _____________ 20___ г. __________________________ Рекомендовано кафедрой: Протокол № ____ «____» _____________ 20___ г. Зав. кафедрой __________________

Пермь

пгпу

Р е ц е н з е н т :

канд. пед.. наук, доцент, заведующий кафедрой логопедии Пермского государственного педагогического университета О.Н. Тверская

Автор-составитель:

Канд. пед. наук доц. кафедры специальной

Дошкольной педагогики и психологии А.А. Наумов

Учебно-методический комплекс курса «Основы олигофренопедагогики» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и соответствует положениям основной образовательной программы по специальности «Логопедия». Дисциплина входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин и является обязательной для изучения.

Адресовано студентам, обучающимся по специальности 050715.65 «Логопедия».

Согласование с деканом обучающего факультета:

Декан _____________________ И.Ю. Ильина

Директор библиотеки______________ ________Подгорных Г.М.

СОДЕРЖАНИЕ

Выписка из ГОС ВПО по специальности «Логопедия».......................................4

I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ…………………...………………………………………........4

1. Цели и задачи изучения дисциплины..…….....................................................4

2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины……………………………………………………………………..........4

3. Объем дисциплины……………………………………….………………...….5

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………………………………………………….5

3.2.Распределение часов по темам и видам учебной работы……………...….6

4. Содержание курса…………………………………………………………....6

5. Темы практических и семинарских занятий…………………………….…...8



6. Лабораторные работы (лабораторный практикум)………………………………………………………………………….10
7.Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов…………………….10

8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………………….....10

8.1. Список литературы…………………………………………………….......10

8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины……………………………………………………………………..12

8.3. .Методические указания студентам…………………………….....................12

8.4.Методические рекомендации преподавателю…………………......................14

II. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИЙ

1. Материалы для текущего контроля…………………………….………......15

2. Вопросы к экзамену…………………………………………………..…......19

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДПП.Ф.08 Основы олигофренопедагогики Умственно отсталые дети как субъект и объект изучения, воспитания и обучения. Классификация умственной отсталости. Система помощи детям с нарушениями интеллекта в Российской Федерации. Обучение, воспитание, развитие и коррекция как единый педагогический процесс. Сущность процесса обучения в коррекционной школе VIII типа. Принципы и методы обучения. Содержание образования. Сущность, цели, задачи и принципы воспитания учащихся в специальной школе VIII типа.

I РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Цели и задачи изучения дисциплины

Цели дисциплины:раскрыть научно-методические основы построения процесса обучения и воспитания учащихся специальных (коррекционных) школ 8 вида, дать студентам практические навыки дифференциации интеллектуальной недостаточности от сходных состояний, обусловленных тяжелой речевой патологией в целях наиболее точной диагностики, имеющей значение для дальнейшей практической деятельности учителей-логопедов.

Задачи дисциплины:

- познакомить студентов с теоретической концепцией и практическими задачами образования детей с нарушениями интеллекта;

- сформировать у студентов навыки анализа передового педагогического опыта,

- раскрыть принципы построения коррекционных программ воспитания и обучения детей с нарушениями интеллекта;

- сформировать представление у будущих логопедов о методах и приемах, используемых в учебно-воспитательной работе с контингентом детей, имеющим интеллектуальное недоразвитие и тяжелую форму речевой патологии

- научить работать со специальной литературой,

Требования к уровню освоения дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен

знать:

- объект, предмет, субъект, цели и задачи олигофренопедагогики

- методы научного исследования, применяемые в олигофренопедагогике;

- понятие «умственная отсталость»,

- основные степени интеллектуальной недостаточности и их классификации;

- психологические особенности ребенка с интеллектуальной недостаточностью;

- возможности обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью, перспективы их развития;

- типологию специальных (коррекционных) учреждений 8 вида, содержание обучения в них;

- методы и приемы работы, профессионально-трудовой подготовки, социальной адаптации, социальной интеграции, социальной реабилитации;

уметь:

- анализировать специальную литературу;

- ставить и решать коррекционные задачи в учебно-воспитательном процессе;;

- осуществлять отбор содержания, методов и приемов воспитания и обучения в зависимости от степени снижения интеллекта, психофизических и индивидуальных особенностей детей с нарушением интеллекта;

- оказывать специальную коррекционную помощь учащимся c с нарушением интеллекта школ VIII вида

владеть навыками:

- работы с учебными пособиями;

- работы с методическими и программными материалами;

- выполнения творческого задания с привлечением различных источников.

Объем дисциплины

3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучения: очная

Вид учебной работы Количество часов
№ семестров
Аудиторные занятия:
лекции
практические и семинарские занятия
лабораторные работы (лабораторный практикум) -
Самостоятельная работа
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ
Текущий контроль Контрольная работа 7
Курсовая работа  
Виды промежуточного контроля зачет 7

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения: очная

Названия разделов и тем   Всего часов по учебному плану   Виды учебных занятий
Аудиторные занятия, в том числе СРС
лекции практ. занятия, семинары лабор. работы
Раздел 1. Общие вопросы изучения олигофренопедагогики
Тема 1.Предмет, цель, задачи и методы олигофренопедагогики.   -    
Раздел 2. Основные характеристики учащихся с нарушением интеллекта
Тема 2.Умственно отсталые дети как объект воспитания и обучения        
Тема 3.Классификация умственной отсталости        
Раздел 3. Организация коррекционно-педагогической помощи детям с нарушением интеллекта
Тема 4. Система помощи детям с нарушениями интеллекта в России и за рубежом      
Тема 5. Обучение, воспитание, развитие и коррекция как единый педагогический процесс        
Тема 6.Сущность образовательного процесса в коррекционной школе VIII вида      
ИТОГО: -

Содержание курса

Раздел 1. Общие вопросы изучения олигофренопедагогики

Тема 1.Предмет, цель, задачи и методы олигофренопедагогики.

Объект и предмет олигофренопедагогики. Основные категории олигофренопедагогики. – воспитание, обучение, коррекция, адаптация. Олигофренопедагогика как наука об изучении, воспитании, обучении и путях социально-трудовой адаптации умственно отсталых школьников. История помощи лицам с нарушением интеллекта в Росси и за рубежом. Теоретические основы олигофренопедагогики. Цель и задачи олигофренопедагогики .на современном этапе. Основные направления помощи лицам с нарушением интеллекта в России и за рубежом в современном мире.

Перспективные направления развития олигофренопедагогики в современных условиях. Связь олигофренопедагогики с другими науками. Методы научных исследований в олигофренопедагогике.

Раздел 2. Основные характеристики учащихся с нарушением интеллекта.

Тема 2.Умственно отсталые дети как объект воспитания и обучения.

Педагогический аспект понятий «умственная отсталость», «олигофрения», «деменция». Особенности развития детей с нарушением интеллекта в младенческом, раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте. Разные возможности детей с нарушением интеллекта в овладении культурой общества. Развитие детей с нарушением интеллекта в коррекционно-педагогическом процессе.

Социально-педагогические и социальные факторы, влияющие на проблему изучения и организации помощи умственно отсталым детям. Основные тенденции в понимании сущности умственной отсталости.

Тема 3.Классификация умственной отсталости.

МКБ – 10: четыре степени умственной отсталости (легкая, умеренная, тяжелая, глубокая). Основные предпосылки перехода на международную систему диагностики умственной отсталости. Классификация М.С. Певзнер и психолого-педагогическая характеристика детей каждой группы. Психолого-педагогическое изучение учащихся. Основные ошибки, допускаемые при психолого-педагогическом изучении учащихся

Наши рекомендации