Оформление ссылок и примечаний
В любом научном исследовании (статье, брошюре, монографии), в том числе и в курсовой работе, используются цитаты, т.е. ДОСЛОВНОЕ воспроизведение части используемого студентом источника. Цитаты необходимы для подтверждения, обоснования или усиления той или иной мысли исследователя. Для цитирования берется, как правило, ясная, яркая, логически законченная идея.
Основные правила оформления цитат:
а) цитата обязательно заключается в кавычки;
б) если цитата расположена в начале предложения, то она обязательно начинается с заглавной буквы, даже, когда в источнике первое цитируемое слово напечатано со строчной;
в) в цитате ни в коем случае нельзя менять знаки препинания, а необходимо сохранить их в точности как в источнике;
г) если студент цитирует (воспроизводит) предложение из источника не полностью, то вместо пропущенного текста или внутри нее, или в конце ставится многоточие.
На все цитаты оформляются ссылки (сноски) на используемый источник, при этом ссылки (сноски) отделяются от основного текста четкой горизонтальной чертой размером 4 - 5 см. В конце каждой цитаты ставится арабской цифрой без точки ее порядковый номер на данной странице; эта же цифра соответствует порядковому номеру сноски. В сноске (ссылке на цитируемый источник) дается библиографическое описание источника с обязательным указанием страницы, на которой расположен цитируемый материал. В случае, когда на одной странице цитируется один и тот же источник несколько раз, то его описание дается только в ПЕРВОЙ сноске, а в остальных пишут слова "Там же" и указывают номер страницы источника. Сноски пишут не в строку , а друг ПОД другом.
Можно ли ссылаться на источник непосредственно в тексте? Можно, если он используется БЕЗ цитирования. В этом случае в конце предложения указывают номер источника по СПИСКУ ЛИТЕРАТУРЫ. Номер выделяется квадратными или круглыми скобками, к примеру: «(2)», «(8)», «(17)» и т.д.
На иллюстрации ссылки указывают порядковым номером данной иллюстрации. Например, «рис. 2.3» .
На формуле ссылки указывают порядковым номером данной формулы, который заключают в скобки, например: "...в формуле (2.2)".
Ссылки на таблицы должны быть в тексте, при этом слово "Таблица" пишут полностью, если она в тексте одна и поэтому не имеет номера.
Если же их несколько, то слово "Таблица" пишут сокращенно.
К примеру: «...в табл. 2.3». В тех случаях, когда на одни и те же иллюстрации или таблицы ссылаются несколько раз, то пишут сокращенно слово "смотри": "см. рис. 1.3, "см. табл. 3.2".
ПРИМЕЧАНИЯ. В них указывают справочные и поясняющие данные. Если примечание одно, то после слова "Примечание" ставят точку. Если же их несколько, то после слова "Примечание" ставят двоеточие и они нумеруются арабскими цифрами с точкой.
Иногда в тексте работы есть слова, которые целесообразно расшифровать . В этом случае после слова, требующего расшифровки, ставится на интервал выше знак «*» (звездочка). Этот же знак выносится в сноску, и после него следует расшифровка. Если же на одном листе (странице) слов, требующих расшифровки, несколько, то соответственно ставятся одна звездочка («*»), две («**»), три («***»).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Список использованных источников является, как уже отмечалось, составной частью курсовой работы.
Список источников составляют в следующей последовательности: официальные документы (Законы РФ), затем материалы парламента, указы президента, приказы министров, материалы сессий Верховного Совета СССР (если они использовались при разработке историографии вопроса) в хронологическом порядке, и далее остальные источники в алфавитном порядке.
В библиографическом описании используются следующие условные разделительные знаки:
.- точка и тире
. точка
, запятая
: двоеточие
; точка с запятой
/ косая черта
// две косых черты
() круглые скобки
[ ] квадратные скобки
+ плюс
= знак равенства
Библиографическое описание каждого источника следует строго соблюдать. Оно может содержать десять и более элементов, но чаще всего включают пять-шесть. Располагать элементы надо в строгой последовательности.
Нельзя искажать заглавие статьи, брошюры, книги, следует писать в том виде, в каком оно дано на титульном листе источника.
Название места издания тоже пишется в именительном падеже, причем без всяких сокращений. Сокращенные названия допускаются только для Москвы (М.), Ленинграда (Л.) или Санкт-Петербурга (СПб.).
Примеры библиографического описания источников:
Официальные документы
К ним относятся закон, указ президента, приказы министра. Вначале пишут их заголовки, затем - кто их выпустил, далее - где напечатаны.
Примеры:
"0 повышении минимального размера оплаты, труда". Федеральный закон Российской Федерации от 20 апреля 1995г. Т43-ФВ.//Налоги и платежи, 1995, N6. С.-8-7.
"О совершенствовании информационной системы предоставления бухгалтерской отчетности". Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 1995г. N 399.// Налоги и платежи, 1995, N6.С.53.
Отдельная книга
Описание книг (монографий, учебников) составляется под фамилией автора или под заглавием. Если авторов не более трех, то оно проводится под фамилией автора или авторов. Если у книги четыре и более авторов, то под названием.
При описании книг сообщаются следующие данные: фамилия и инициалы автора, заглавие книги, место издания, издательство, год, количество страниц.
Примеры:
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1997. - 336 с.
Прихожан А.М. Психологический справочник, или Как обрести уверенность в себе: Кн. для учащихся. - М: Просвещение, 1994. -191 с.
Под заглавием описывают книги, изданные без указания автора или имеющие четырех и более авторов: коллективные монографии, сборники статей и т.п. В этом случае описание содержит: заглавие, сведения, относящиеся к заглавию, сведения об ответственности, сведения о повторности издания, месте издания, издательстве, годе издания, количестве страниц.
Примеры:
Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога
/Ред. И.В. Дубровина. - М., 1987. - 178 с.
Умственное воспитание школьника /Под ред. Н.Н. Поддьякова. - М.: Педагогика, 1972. - 288 с.
Многотомное издание
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. /Под ред. В. Запорожца и др. - М.: Педагогика, 1982. Т. 1-6.