Общекультурное значение педагогики
Важную роль в развитии общества играет псих. и пед-ка. Пед. сфера включает:
- уровень образованности, воспитанности, обученности, развитости населения.
- сист. формирования обществом определённого типа личности гражданина, её воспитания.
- сист. образования и её эффективность.
- сист.спец.пед. работы с молодёжью.
- организацию пед. всеобучения.
- организацию сист. пед. помощи и консультирования.
- организацию пед. пропаганды.
- соц.-пед. влияния
- народную пед-ку.
- семейную пед-ку.
- кол-во и качество пед кадров.
Цель- формирование человека, личности.
4. Педагогическое самообеспечение жизненного успеха.
Осознание смысла своей жизни выступает важной исходной предпосылкой жизненного успеха взрослого чел. Личные возможности всегда заключены в псих. и пед. сформированности личности чел. Каждому чел. необх. заниматься самоформированием и самосовершенствованием. Это и есть основа самореализации. рассчитывать следует только на себя, быть целеустремлённым и самостоятельным. Поэтому тратить время и силы на своё образование, воспитание, обучение и развитие, вкладывать деньги в себя – значит делать выгодные вклады, тратить время и силы с умом.
5. Пед-ка обеспечения личной безопасности.
Жизнь содержит немало угроз и опасностей, требующей бдительности, осмотрительности, разумной осторожности. - безопасность на работе и в быту.
- забота о личной безопасности .
Опасность стать жертвой личной преступления снижается, когда чел. Обладает:- знаниями правил поведения, способов действий преступников, способов, повышающих личную безопасность. -воспитанными привычками безопасного поведения в обществ.местах, на улицах, в общении с незнакомыми лицами. -воспитанными культурными интересами, увлечениями, способами проведения досуга, исключающими криминальный риск. -развитой разумной осторожностью, бдительностью, наблюдательностью, быстротой реакции…- Специально освоенными приёмами самозащиты.
6. Педагогическая мысль в Др. Греции, Др. Риме.
В Др. Гр. педагогика зарождалась как особая отрасль философии, занимавшаяся проблемами воспитания. Др.гр-я система восп. получила теоретическое обоснование в трудах великих философов - Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля. Вершиной др. греческой философии являются взгляды Демокрита. Он много внимания уделяет в своих трудах вопросам воспитания, обращается к законам природы. Одним из первых Демокрит выдвинул вопрос о природосообразности воспитания. Демокрит подчеркивал огромную роль труда в воспитании. Он предостерегал от дурного примера и считал очень важным упражнения в нравственных поступках. Демокрит будил критическое отношение к рабовладельческим устоям, звал к настоящему познанию природы, к соединению воспитания с трудом.
Пед. мысль Др. Рима нашла отражение в сочинениях Цицерона, Сенеки, Квинтилиана. Наиболее известным из римских педагогов был Квинтилиан. Он считал, что Ребенок должен воспитываться в школе, учителю следует подходить к каждому воспитаннику осторожно и внимательно. Сам учитель должен быть образованным, сдержанным, не раздавать легко наград и наказаний, быть примером для учеников . Каждый учитель должен пройти все ступени обучения. Квинтилиан придавал большое значение развитию речи ребенка с раннего возраста. Изучение языка и музыки, по Квинтилиану, способствует выработке хорошего произношения, улучшает стиль речи, делает ее более выразительной. В целях воспитания логического мышления, стройности и последовательности мысли он считал необходимым изучение математики (арифметики и геометрии . Важным было, чтобы основы знаний закладывались прочно, не спеша.
7.Средневековая система воспитания: система рыцарского воспитания, особенности женского воспитания.
В самом начале эпохи Средних веков появляются школы для обучения тех, кто желал стать членом христианской общины и познать основы религии. Постепенно эти учебные заведения трансформировались в школы более высокого типа, дававшие как общеобразовательную подготовку детям из любых сословий, так и служившие для обучения священников. В церковных школах существовали разные уровни обучения: элементарный (чтение, письмо, счет, пение); средний (курс тривиума: латинская грамматика, риторика и диалектика); повышенный (курс квадриума: арифметика, астрономия, геометрия и теория музыки).
По-иному воспитывались сыновья рыцарей — «господа земли и крестьян», у которых вырабатывали военно-физические умения, крепостническую мораль и благочестие, учили вести себя в «высшем обществе». Содержание рыцарского воспитания составляли «семь рыцарских добродетелей»: езда верхом, плавание, владение копьем, мечом и щитом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь стихи. Девочки из знатных семей воспитывались дома под руководством учителя-монаха либо посещали монастырские или частные школы для знатных девушек. Женское воспитание предусматривало наставления в нравственности, занятия домоводством, ткачеством, прядением, рукоделием. Обучение грамоте не было обязательным, но обычно знатные девушки умели читать и писать, хорошо разбирались в поэзии, слагали стихи, умели петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать. Женщины из феодального сословия часто получали более широкое образование, чем мужчины, владели греческим и латинским языками.