Вторая модульная единица: «Определение стратегии развития профессиональных компетенций и педагогической карьеры»
Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики. Категория деятельности. Специфика педагогической деятельности (ее цель, содержание, результат, сфера применения, значение в жизни современного человека). Педагогическая деятельность в структуре жизнедеятельности человека. Происхождение педагогической деятельности. Педагогическая деятельность на ранних этапах развития человечества. Феномен “учительство-ученичество”. Гуманистическая природа педагогической деятельности и культура педагога. Ценностные характеристики педагогической деятельности. Условия, средства осуществления педагогической деятельности учителем. Противоречия в деятельности педагога. Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность. Педагогическая деятельность в семье. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности. Коммуникативная природа педагогической деятельности. Общение как условие педагогической деятельности. Общение как условие взаимопонимания, взаимодействия, совместной деятельности субъектов обучения и воспитания, достижения поставленных педагогических целей. Педагогическая культура личности как условие профессиональной педагогической деятельности. Профессионально-значимые качества личности педагога, пути их развития и совершенствования. Соотношение общей и педагогической культуры. Основные компоненты педагогической культуры. Педагогическая культура личности как условие профессиональной педагогической деятельности. Профессионально-значимые качества личности педагога, пути их развития и совершенствования. Соотношение общей и педагогической культуры. Основные компоненты педагогической культуры. Этика и эстетика педагогической деятельности. Мастерство и техника в профессии педагога.
Профессиональное становление педагога. Личностное и профессиональное становление. Образовательно-профессиональный путь студента педвуза. Противоречия и кризисы профессионального становления. Источники и пути самообразования педагога. Понятие личностной профессиональной перспективы. Карьера педагога. Взаимосвязь профессионального и личностного становления как условие самореализации человека.
Профессиональная компетентность педагога. Спектр педагогических профессий в современном мире. Возникновение и исторический генезис профессии учитель. Гуманитарный характер профессии “учитель”. Расширение педагогических профессий и специальностей в современном обществе (предпосылки, причины, значение для социокультурного развития общества). Понятие профессиональной компетентности в деятельности педагога (сущность, структура, содержание, развитие компетентности). Перспективы развития педагогических профессий в новых социально-экономических и информационных условиях. Источники педагогических идей. Современная педагогическая публицистика, научная и художественная литература.
7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Обучение по дисциплине «Введение в профессиональную деятельность» предполагает изучение курса на аудиторных занятиях и в ходе самостоятельной работы. Аудиторные занятия проходят в форме лекций, семинаров и практических занятий. Самостоятельная работа включает разнообразный комплекс видом и форм работы обучающихся.
Для успешного освоения содержания дисциплины и достижения поставленных целей необходимо познакомиться со следующими документами: выпиской из Учебного плана по данной дисциплине, основными положениями рабочей программы дисциплины, календарным учебно-тематическим планом дисциплины. Данный материал может представить преподаватель на вводной лекции или самостоятельно обучающийся использует данные локальной информационно-библиотечной системы Института.
Следует обратить внимание на список основной и дополнительной литературы, которая имеется в локальной информационно-библиотечной системе Института, на предлагаемые преподавателем ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Эта информация необходима для самостоятельной работы обучающегося.
При подготовке к аудиторным занятиям необходимо помнить особенности каждой формы его проведения.
Подготовка к лекции
С целью обеспечения успешного обучения обучающийся должен готовиться к лекции, поскольку она является важнейшей формой организации учебного процесса, поскольку:
1. знакомит с новым учебным материалом;
2. разъясняет учебные элементы, трудные для понимания;
3. систематизирует учебный материал;
4. ориентирует в учебном процессе.
С этой целью:
1. внимательно прочитайте материал предыдущей лекции;
2. ознакомьтесь с учебным материалом по учебнику и учебным пособиям с темой прочитанной лекции;
3. внесите дополнения к полученным ранее знаниям по теме лекции на полях лекционной тетради;
4. запишите возможные вопросы, которые вы зададите лектору на лекции по материалу изученной лекции;
5. постарайтесь уяснить место изучаемой темы в своей подготовке;
6. узнайте тему предстоящей лекции (по тематическому плану, по информации лектора) и запишите информацию, которой вы владеете по данному вопросу.