Аукцион педагогических проблем

3. Педагогический совет:«Возможности использования необычных уроков в практике работы учителя». Выводы ипрактические рекомендации по осуществлению учебно-воспи­тательного процесса.

4. Методический совет:«Разработка целостной систе­мы», включающей следующие компоненты:

а) диагностический блок; разработка и использование про­грамм и методик изучения педагогического опыта учителей по данному вопросу;

б) блок педагогических нововведений: обоснование, разра­ботка и введение в учебно-воспитательный процесс нового со­держания, форм организации, способов обучения и воспитания
учащихся, адекватных целям и задачам современной школы;

в) организация экспериментальной работы: разработка про­блематики, выбор учителей для ее осуществления, их свободное самоопределение в экспериментальном поиске, объединение в проблемные творческие группы, создание экспериментальных лабораторий, оказание помощи в разработке индивидуальных исследовательских программ и др;

г) блок практической помощи учителям: изучение запро­сов, оказание индивидуально помощи в совершенствовании и обновлении педагогических знаний и опыта по проблеме, про­ведение "научно-практических и психологических семинаров, тренингов, организационно-деятель-ностных, деловых, роле­вых игр и т. д.;

д) система взаимодействия с родителями: индивидуальная работа ссемьей, психолого-педагогическая помощь, освоение методики сотрудничества, привлечение родителей к участию в жизнедеятельности школы, установление партнерских отноше­ний и другие необычные формы деятельности и общения;

е) блок материально-технической базы и финансового обеспечения процесса: оборудование, способствующее организации учебного процесса с целью дифференциации и инди­видуализации обучения и творческого воспитания, стимули­рование учителей, ведущих экспериментальный поиск.

Аукцион педагогических проблем.

Игра-соревнование, направленная на поиски решения ак­туальных проблем, связанных с методикой подготовки и про­ведения необычного урока в современной школе средствами коллективной организаторской деятельности.

Цель игры:коллективное выявление актуальных про­блем, связанных с методикой подготовки и проведения не­обычных уроков и способов их решения, используя игровую форму, что дает возможность участвовать взрослым и детям.

Ход игры:группы получают задания: выделить не менее двух актуальных проблем, которые необходимо решить. Каждая группа проводит дискуссию в заданной теме, формулирует про­блематику, обосновывает ее и обсуждает возможные решения.

Проблемы отражаются наглядно (графическим рисунком и т. д.) Затем каждая группа выставляет свои проблемы на аук­цион, где они оцениваются экспертами. Далее идет поочеред­ная продажа проблем за предложенные группами решения.

Экспериментальная лаборатория по необычному уроку

Основная деятельность:

- разработка и совершенствование необычных уроков, методики отдельных видов, приемов;

- отбор и апробация учебных пособий, дидактических ма­териалов;

- наблюдение, изучение, отслеживание динамики разви­тия учащихся (уровень знаний, сформированное™ учебной деятельности, мотивации, самооценки, познавательных инте­ресов, воспитанности);

- развитие творческого потенциала учителя, его профес­сионализма;

- знакомство с интересными находками, внедрение их в деятельность других учителей.

6. ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ФИЗИКЕ «В ПОИСКАХ ГАРМОНИИ»

Цель урока: Обобщить знания учащихся, полученные на уроках физики за полный курс средней школы, раскрыть по­нятие "Физическая картина мира", вооружить учащихся кон­кретными знаниями, показать материальное единство ми­ра и качественное своеобразие форм движения материи. План урока:

1. Вступление. Постановка задач урока.

2. Обобщение знаний о развитии общества и природы:

а) в античном мире;

б) в средние века;

в) к середине XX века;

г) на современном этапе.

3. Заключение.

Ход урока.

1. Вступление. Эпиграф к уроку высвечивается на доске и читается учителем.

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог-изобретатель...

А.С. Пушкин.

Звучит музыка "В свете Сатурна" (анс. «Зодиак»). На экра­не проецируется подборка слайдов и картин, иллюстрирую­щих многообразие мира. Учитель читает стихотворение. "Бэ-да-проповедник".

Однажды, в одежде, измятой ветрами,

Пустынной тропою шел Бэда слепой,

На мальчика он опирался рукой,

Ступая на камни босыми ногами..

И глухо, и дико все было кругом:

Одни только сосны росли вековые,

Одни только камни торчали седые,

Косматым и влажным одетые мхом.

____________________________

Но мальчик устал,

Ягод свежих отведал,

Иль просто слепца он хотел обмануть,

"Старик, - он сказал, - я хочу отдохнуть,

А ты, если хочешь, начни проповедать.

С вершин увидали тебя пастухи,

Какие-то старцы стоят у дороги,

Вон жены с детьми

Говори им о боге, о сыне, распятом

За наши грехи".

Пауза...

И старца лицо просияло мгновенно

Как луч набегающей стройной волны.

Из уст его бедных живою волною

Высокая речь потекла вдохновенно,

Без веры таких не бывает речей.

Казалось слепцу, в славе

Небо являлось,

Дрожащая к небу рука поднималась,

И слезы текли из потухших очей,

Уже догорала заря золотая

И месяца луч бледный в гору проник;

В ущелье повеяла сырость ночная

И вот, проповедуя, слышит старик:

Зовет его мальчик, смеясь и толкая:

"Довольно, пошли, никого уже нет".

Умолк глухо старец, главой поникая,

Но только умолк он, от края до края

-Аминь! - ему грянули камни в ответ.

Музыка замолкает. Учитель:

- Я - Бэда, который обращается незадолго перед оконча­нием вашей учебы к вашим умам, душам, сердцам: вам жить в этом беспредельном, безграничном мире и создавать его.

Цель нашего урока - помочь вам представить трудный и великий путь познания; увидеть мир в его гармоничном един­стве; поднять роль человека-творца в этом мире.

Изложение теоретического материала делится на 3 блока - этапа. В первом блоке излагается состояние политической, астрономической, физической картины мира в Греции и Риме.

Аукцион педагогических проблем - student2.ru Учитель говорит о людях, отмечает их постоянный поиск гар­монии государственного устройства, объяснения своего места и места Земли в окружающем мире, а также из него состоит все окружающее нас и мы сами. Кратко упоминает о Перикле, Сократе, Платоне, Аристотеле, Эпикуре, Фидии. Затем плавно переходит к деятельности ученых Рима: Плиний-старший, Плиний-младший, Цезарь, Август, Октавиан.

- В этот период трудами Клавдия Птолемея формировалась астрономическая картина мира. Его идеи согласуются с концепцией рождения мира по Ветхому Завету. Параллельно форми­руется физическая картина мира, основные идеи которой состо­ят в материальности мира, атомизме и дискретности.

Цивилизация Греции, Рима, пережившие рождение, рас­цвет, пришли в упадок не без "помощи" варваров. Мир пришел в запустение, были разрушены города, забыты философия, поэзия; взгляды на окружающий мир стали примитивными, напоминали взгляды первобытных людей.

Второй блок. Фактором возрождения стало христианство с его основными заповедями (Заповеди Моисея) и Нагорной про­поведью. Начинается бурная деятельность миссионеров. Европа открывает для себя новый мир (новые земли). К европейцам возвращается культура греков и римлян, преломленная через идеи христианства, открываются университеты, зарождается наука, но наука экспериментальная, отличная от античной. В этот период роскошь и разврат церки рождают протест, начина­ются религиозные войны. Налицо политический кризис. В силу того, что Юлианский календарь вступил в противоречие с на­блюдаемыми явлениями в природе и трудно было определить наступление Пасхи - основного религиозного праздника, было разрешено искать выходы из создавшегося положения. Поль­ский каноник Коперник в течение всей своей жизни пытался эту проблему решить и пришел к гелиоцентрической системе уст­ройства мира. Трудами Галилея, Ньютона сформировалась еди­ная механическая картина мира, основные идеи которой были высказаны еще в античном мире, открыт еще один тип взаимо­действия между атомами - гравитационный, возобладает прин­цип дальнодействия..

- Физики считапи, что развитие науки завершено. Лагранж назвал Ньютона самым счастливым человеком, т. к. не каждому дано создать физическую картину мира.

(Тихо звучит космическая музыка, одновременно на экра­не высвечиваются портреты ученых Г. Галилея, Р. Декарта, И. Ньютона и таблица 1).

Элементы материалистической (классической) картины мира

Исходные философские понятия Основные и вспомогательные понятия Принципы
классический атомизм и механицизм материя - вещество, состоящее из неделимых частиц; движение - механическое перемещение частиц; пространство - пустое вместилище тел; время - чистая длительность процессов; физическое по- ле(эфир); вспомогат. понятие масса - мера инертности име­ра тяготения и т.д. относительность Галилея; инерция; действие и противодействие; дальнодействие причинности.
 
 
 

Учитель вместе с учениками анализирует таблицу.

Успех механики Ньютона в значительной мере способст­вовал абсолютизации ньютоновских представлений. Однако, на этом пути встретились непреодолимые препятствия.

Результаты многих опытов нельзя было объяснить в рам­ках МКМ. К ним относятся открытие Кулона (Кавендила), Эр­стеда, Ампера, Фарадея и др. Нельзя было объяснить взаи­модействие зарядов, токов, не вводя понятия электрического и магнитного полей.

Материя появляется в новом качестве (континуума), близ-кодействие заменяется дальнодействием, рождается новый тип взаимодействий - электромагнитный. Рождается электро­динамическая картина мира (ЭДКМ). Все многообразие в мире объясняется двумя типами взаимодействия: гравитационным и магнитным.

(Начинает тихо играть музыка. На экране высвечиваются слайды с портретами ученых: М. Фарадея, Дж. Максвелла, А. Эйнштейна и таблица 2).

Наши рекомендации