Место дисциплины (модуля) в структуре ооп впо
Утверждена на заседании кафедры ________________________________
« ____» ___________________ 20 __г
Протокол № ____________
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Педагогика
Направление подготовки: 030300.62 Психология
Профиль подготовки:
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр
Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования
Г. Кострома 2010 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
(предполагаемый конечный результат изучения дисциплины)
Изменения, происходящие в нашем обществе, предъявляют совсем иные, нежели ранее, требования к подрастающему поколению, которое в недалеком будущем станет не только активным компонентом государства, но и ведущей силой в его дальнейшем развитии. Одна из важнейших функций общества – введение детей в контекст современной культуры, осуществляемое посредством образования. Реальное воплощение этой функции осуществляется в первую очередь в специально создаваемых общественных институтах, где ее реализуют педагоги-профессионалы. Их подготовкой занимаются высшие и средние специальные учебные заведения: педагогические училища, колледжи, вузы.
В современных условиях существенной реорганизации всей структуры воспитательной работы, предполагающей обращение к личности ребенка, развитие в ней творческого начала, отказ от традиционных форм, появление широкой сети разноплановых и многопрофильных детских объединений и сообществ, требуется совершенствование профессиональной подготовки педагога. Важнейшим условием эффективности процесса профессионализации будущего педагога является овладение еще в студенческие годы теоретическими знаниями и практическими умениями, сориентированными на развитие творческих способностей и расцвет индивидуальности студента.
Курс «Педагогика» является одним из основополагающих в подготовке педагога-профессионала.
В соответствии с сегодняшними требованиями бакалавр должен знать основы педагогической теории и практики. Студент должен в процессе обучения в вузе овладеть системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов, системой знаний по педагогике, современным тенденциям развития педагогических концепций, осознавать личностную и социальную значимость педагогической профессии.
В связи со сменой образовательной парадигмы, важнейшей составной частью педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребенка. В связи с этим будущий педагог должен владеть теоретическими знаниями и практическими умениями, ориентированными на развитие творческих способностей и индивидуальных особенностей ребенка.
Студенту необходимо иметь представления о современных проблемах и подходах в педагогике, ее научном аппарате и методах исследования; знать не только понятия, тенденции, противоречия, законы и закономерности педагогической науки, но и устанавливать их взаимосвязи и взаимозависимости. За годы обучения в вузе студент должен научиться анализировать педагогические ситуации, находить пути их решения, в совершенстве владеть методами воспитания и обучения, творчески применять их в своей практической деятельности.
В российском образовании сегодня провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В связи с этим выпускник вуза должен ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, реализовывать их на практике.
Выпускнику по данной специальности необходимо знание международных актов о правах и защите прав ребенка, знание Закона РФ «Об образовании», знание основных направлений государственной политики в области образования.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Педагогика» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла; обучающиеся знакомятся с ней во 2 семестре.
Успешное освоение дисциплиной возможно при условии эффективного усвоения некоторых дисциплин, изучаемых ранее.
Гуманитарный, социальный и экономический цикл:
- История (1 семестр), дающая представление о всеобщих законах и этапах развития человечества.
Все указанные знания являются необходимыми для овладения основами педагогики.
Кроме того, в результате освоения указанных дисциплин (модулей), обучающиеся должны уметь
- анализировать и сопоставлять различные точки зрения;
- логично мыслить и выстраивать структуру устного высказывания;
- отстаивать личностную позицию;
- использовать навыки публичной речи, корректно вести дискуссию;
- использовать информационно-коммуникативные технологии;
- последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли.
Обучающиеся к моменту изучения дисциплины должны быть готовы к
- получению, анализу, критическому осмыслению и использованию информации;
- работе с компьютером;
- продуктивному взаимодействию с преподавателем и студенческой группой;
- проявлению креативности в процессе учебных занятий;
- бережному и уважительному отношению к историческому наследию.