Тема 16. Коллектив и личность в воспитательном процессе

Основные положения лекции

Теоретические основы коллективного воспитания; структура и основные стадии его развития. Социализирующее и воспитательное воздействие на личность через коллектив. Специфика роли коллектива за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, конформизма, подчинения власти. Одновременный рост возможностей каждой личности оказывать свое ответное влияние на группу. Индивидуальные особенности преподавателя (психосоциотип) и его влияние на характер взаимоотношений в коллективе, на самофункционирование ученического (студенческого) коллектива.

Характеристика особенностей студенческой группы (возрастная однородность, вид деятельности) как факторы обуславливающие сплоченность коллектива.

Социально-психологические явления, наблюдаемые в группе «коллективные переживания и настроения», «коллективные мнения», явления подражания, внушаемости или конформизма, явления соревнования.

Развитие студенческих групп от типа «ассоциация» к уровню «коллектив» или к типу «корпорация», их характеристики.

Структура и этапы формирования учебного коллектива.

Методы психологического исследования межличностных отношений в коллективе. Социометрическая методика (Дж. Морено).

Вопросы для обсуждения

1. Важнейшие методические основы и средства воспитания ученического коллектива.

2. Необходимые педагогические условия воспитания личности в коллективе и через коллектив.

3. Воспитательные функции коллектива (оптимизм и бодрость, достоинство и гордость за коллектив, чувство товарищества, дружбы, ответственной зависимости, чувство защищенности каждого члена коллектива).

4. Накопление и развитие положительных традиций совместной деятельности учащихся.

Темы индивидуальных творческих работ

1. Педагогика «параллельного действия» по А.С. Макаренко.

2. Традиции в многонациональном учебном заведении, как наиважнейший залог адаптации и крепости коллектива.

Практикум

Подготовьте отчет, в исследуемой школе о коллективных традициях, постарайтесь принять в них личное участие.

Литература

1. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. – М., 1986.

2. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987.

3. Караковский В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 1993.

4. Коломенский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. – М., 1989.

5. Опыт разработки концепций воспитания: В 2-х ч./ Под ред. Е.В. Бондаревской. – Ростов-н/Д, 1993.

6. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.

7. Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. – Ростов-н/Д, 1993.

8. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М., 1981.

9. Янковская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. – М., 1986.

10. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М., 1981.

Тема 17. Основы теории и технологии семейного воспитания

Основные положения лекции

Положение ребенка в обществе. Исторические измерения понятия «детство». Права ребенка в современном обществе. «Декларация прав ребенка» (от 20.11.1959 г.), «Конвенция о защите прав ребенка» (от 20.11.1989 г.), характеристика основных статей и положений.

Роль семьи в воспитании и формировании личности ребенка. Мотивы появления ребенка и пренатального влияния. Основные параметры материнского отношения к ребенку в семье. Отношение супругов и психологический климат в семье. Методы и средства семейного воспитания. Основные типы неправильного воспитания в семье. Нарушения поведения ребенка в семье. Формы зависимого поведения ребенка в семье. Показатели родительского поведения. Причины неправильного родительского воспитания. Проблема «отцов и детей», конфликт поколений. Ребенок – субъект, а не объект воспитания. Воспитательный потенциал семьи.

Семинарское занятие №9

1. Авторские воспитательные системы: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И.Н. Иванов, Б.П. Никитин.

2. Аттестационная работа №2.

Темы индивидуальных творческих работ

1. Неформальные (стихийные) движущие силы: неформальные объединения; самостоятельные самоорганизующиеся организации; клубы по интересам и др., обеспечивающие реализацию потенциала ребенка.

Практикум

1. Проанализировать психолого-педагогический смысл известных детских игр.

2. Подобрать примеры из жизни выдающихся людей (художников, писателей, ученых и т.п.), иллюстрирующие влияние семейных отношений, родителей на формирование личности ребенка (см. приложение № 3, раздел III).

Литература

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1993.

2. Азаров Ю.П. Сто тайн детского развития. – М., 1996.

3. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. – М., 1991.

4. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 1999.

6. Джайнотт Х. Дж. Родители и дети. – М., 1986.

7. Добсон Дж. Непослушный ребенок. – М., 1992.

8. Захарова Л.Н. Дитя в очереди за лаской. – М., 1991.

9. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1987.

10. Конвенция ООН «О правах ребенка» от 20.11.89 г.

11. Леви В.Л. Нестандартный ребенок. – М., 1989.

12. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. – М., 1987.

13. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987.

14. Соколова В.Н. Отцы и дети в меняющемся мире. – М., 1991.

15. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. – М., 1981.

16. Спиваковская А.С. Как быть родителями? – М., 1986.

17. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М., 1988.

18. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М. ,1989.

19. Толстых А.В. Взрослые и дети. Парадоксы общения. – М., 1988.

20. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М., 1989.

21. Шнекендорф З.К. Путеводитель по конвенции о правах ребенка. – М., 1997.

22. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1998.

Наши рекомендации