Закономерности и принципы воспитательного процесса

Первая закономерность:воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружаю­щей социальной средой. При этом решающее значение имеет гармониза­ция интересов общества и личных интересов учащихся при определении целей и задач педагогического процесса.

Любая воспитательная задача должна решаться через инициирование активности ребенка...

Говоря об активности ребенка, мы должны представлять, что она существенным образом зависит от его мотиваций. Поэтому педагог дол­жен прежде всего опираться на потребности и мотивы ребенка, опреде­лять, что является для ребенка главным на данный момент.

Вторая закономерностьопределяет единство образования и воспи­тания. Образование направлено на формирование общей культуры че­ловека. При этом происходит развитие индивида, приобретающего соци­альный опыт, формирующего комплекс необходимых знаний, духовных способностей. Рассматривая процесс образования и воспитания как единый, необходимо выделить специфику этих двух социально-педагоги­ческих явлений. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению сферы своей деятельности и общения, ко­торая в свою очередь требует новых знаний и умений...

Третья закономерностьпредполагает целостность воспитательных влияний, которая обеспечивается единством декларируемых социальных установок и реальных действий педагога (отсутствие такого единства характеризуется тем, что он утверждает одно, делает другое, призывает к активности, но проявляет пассивность и т.п.), непротиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъекта­ми воспитания учащихся.

При этом осуществляется педагогическое регулирование социального взаимодействия, означающее непосредственное и опосредованное влия­ние педагогов на систему отношений детей в социальной микросреде

34 Кроме названных авторов в разработке участвовали: В.И. Рыбакова, Л.К. Никонова, В.Б. Успенский.




как в образовательном учреждении, так и вне его. Это влияние на­правлено на реализацию личностно значимых целей в совместной дея­тельности и освоение учащимися системы социальных ролей, способов поведения с учетом их возрастной субкультуры.

Сущность целостности воспитательного процесса — в подчиненности всех его частей и функций основной задаче: формированию целостного человека (развитию индивидуальности ребенка и его социализации). Та­кой подход к организации воспитательной работы предполагает реали­зацию следующих условий:

- каждый педагог должен работать на общую цель: не содействовать, а именно обеспечивать достижение общей цели;

- комплексное решение задач обучения, развития и воспитания на каждом уроке:

- единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразо­вания. При этом необходимо обеспечить установление связей между элементами педагогической системы: информационных (обмен ин­формацией), организационно-деятельностных (методы совместной дея­тельности), коммуникативных (общение), связи управления и самоуп­равления.

Реализация этой закономерности предполагает взаимодействие со­циальных институтов в организации воспитательной работы, направлен­ной на развитие сущностных сфер человека, характеризующих образ его жизнедеятельности, гармоничность, свободу и разносторонность че­ловека, его счастье и самочувствие среди людей.

Перечисленные закономерности определяют принципы воспитатель­ного процесса и выражают основные требования к содержанию, опре­делению форм и методов воспитательной работы.

Принцип гуманистической ориентации воспитаниятребует добро­вольности включения ребенка в ту или иную деятельность, наличия у него цели — доступной, понятной, осознанной; доверия ребенку в вы­боре средств и способа достижения поставленной цели, веры в воз­можности каждого ребенка и его собственной веры в возможность дос­тижения поставленных задач.

Реализация этого принципа предполагает отход от привычного, прежде удобного для всех принципа мероприятийной организации вос­питательной работы. Реализация этого принципа ориентирует на учет всего диапазона индивидуальных вкусов, предпочтений, создание усло­вий для реализации существующих интересов детей, их обогащения и возвышения, пробуждения новых интересов.

Этот принцип требует также обеспечения свободы совести, вероис­поведания и мировоззрения, участия в других общественных и полити­ческих организациях и движениях, не противоречащих конституционным и нравственным нормам; упрочения норм уважительного отношения к каждому человеку.

Принцип социальной адекватности воспитаниятребует создания таких условий, чтобы дети, осознавая свою социальную защищенность, в то же время формировали у себя готовность к социальной самозащите.

Для того чтобы наступила социальная зрелость, необходимо поставить ребенка в такие условия, при которых он был бы вынужден проявить





Закономерности и принципы воспитательного процесса - student2.ru волевые усилия для решения возникающих социальных проблем, испытать страдание от невозможности легкого достижения собственных целей.

Этот принцип предполагает подготовку ребенка к сложным и далеко не всегда гуманным отношениям, так называемому социальному закалива­нию. Он предполагает включение учащихся в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного эмоционального воздей­ствия окружающей среды, для выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека...

Социальное закаливание требует: диагностирования волевой готов­ности к системе социальных отношений; создания условий для саморе­ализации учащихся в этих отношениях через комплекс социальных проб; стимулирование самопознания учащихся в этих отношениях; опре­деления своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях; самоанализа и вариативного проектирования своего поведе­ния в сложных жизненных ситуациях.

Принцип интеграции и дифференциациисовместной деятельности педагогов и учащихся предполагает развитие инициативы и самостоя­тельности детей, делегирование им полномочий при росте ответственност педагогов перед детьми. В основе этого принципа — определение об­щих целей педагогов и учащихся, организация их совместной деятель­ности на основе взаимопонимания и взаимопомощи...

Принцип эвристической средыозначает, что в школе и в социаль­ном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности, при этом творчество рассматривается уча­щимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.

Этот принцип требует также создания условий для выбора учащими­ся форм участия в учебной и внеучебной деятельности, для поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности как педагогов, так и учащихся35.

Закономерности и принципы воспитательного процесса - student2.ru

♦ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

О Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изда­тельский Дом Шалвы Амонашвили, 1995.

О Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное посо бие. Екатеринбург: Деловая книга, 1996.

О Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Материалы экс периментального курса; Ч. 1. Екатеринбург: Уральский госпедии статут, 1992.

О Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие. М., 1997.

О Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Вос­питание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитатель­ных систем. М.: Новая школа, 1996.

О Капшерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // П.Ф. Кап-терев. Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. С. 270-652.

О Леднев ВС. Содержание образования: сущность, структура, перспек­тивы. 2-е изд., перераб. М.: Высшая школа, 1991.

О Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие. М.: Проме­тей, 1992.

О Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М.: Просвещение, 1981.

О Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // А.С. Макаренко. Пед. соч.: В 8 т. М., 1983. Т. 1. С. 267-329.

О Макаренко А.С. Педагогическая поэма // А.С. Макаренко. Пед. соч.: В 8 т. М., 1984. Т. 3.

О Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания (лек­ции) // Пед. соч.: В 8 т. М., 1984. Т. 4. С. 123-203.

О Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. М.: Пе­дагогика, 1989.

О Ободовский А.Г. Руководство к педагогике, или науке воспитания // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М., 1987. С. 259-264.

О Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Роспедагентство, 1996.

О Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983.

О Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шия-нов. М.: Школа-Пресс, 1997.

О Педагогический поиск/ Сост. И.Н. Баженова. М.: Педагогика, 1987.

О Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996.

О Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной мо­нографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М.: Новая школа, 1996.

О Редкий П.Г. На чем должна основываться наука воспитания // Антоло­гия педагогической мысли России первой половины XIX в. М., 1987. С. 373-385.

О Соловейчик С.Л. Воспитание по Иванову. М.: Педагогика, 1989.

О Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // В.А. Сухомлинский. Избр. пед. соч.: В 3 т. М., 1979. Т. 1. С. 25-226.

О Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа // В.А. Сухомлинский. Избр. пед. соч.: В 3 т. М., 1979. Т. 2.

О Харламов И.Ф. Педагогика. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1990.

35 Рожков М.И., Байбородова Л.В., Вульфов Б.З. и др. Возвращение воспита ния // Учительская газета. 1997. № 48. С. 11 — 12.

Наши рекомендации