Объем дисциплины и Виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплина составляет 4 зачетных единицы (144 часа).
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |
Аудиторная работа (всего) | |||
В том числе: | |||
Лекции (Л) | |||
Практические занятия (ПЗ) | |||
Семинары (С) | |||
Лабораторные работы (ЛР) | |||
Самостоятельная работа (СРС) (всего) | |||
В том числе: | |||
Курсовой проект (работа) | |||
Расчетно-графические работы | |||
Реферат | |||
Другие виды самостоятельной работы | |||
Подготовка к занятиям | |||
Самоподготовка | |||
Вид промежуточной аттестации: | |||
- зачет | |||
- экзамен | |||
Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела (дидактические единицы) |
1. | Основы общей и профессиональной педагогики | Основные категории педагогики. Методология педагогики и методика педагогических исследований. Факторы развития личности. Профессиональная педагогика. Структура и категории профессиональной педагогики. История становления профессионального обучения |
2. | Образование как социокультурный феномен | Сущность, аспекты и функции образования. Основные парадигмы, модели образования и теории обучения. Образование и культура. Современная система образования в России и за рубежом. |
3. | Целостный образовательный процесс | Сущность и структура образовательного процесса. Образовательный стандарт и содержание образования. Педагогическая деятельность и педагогическое взаимодействие. Формы, средства и методы обучения. |
4. | Образовательные технологии | Классификация и характеристика образовательных технологий. Структурные элементы учебного занятия. |
5. | Развитие творческой личности в процессе образования | Формирование творческой личности. Профессиональное самосовершенствование. Профессиональные качества и профессиональные компетенции. Мотивация студентов на творческую профессиональную деятельность |
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи
С обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспечивающих (последующих) дисциплин | № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | ||||
1. | Введение в профессионально-педагогическую специальность | + | + | |||
2. | История педагогики и философия образования | + | + | + | + | + |
3. | История психологии | + | + | |||
4. | Методы развивающего обучения | + | + | |||
5. | Общая психология | + | + | + |
Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Л | ПЗ | Всего часов |
1. Основы общей и профессиональной педагогики | ||||
Введение | - | |||
1.1. | Общие основы педагогики | |||
1.1.1. | Педагогика как наука об образовании человека | - | ||
1.1.2. | Основные категории педагогики | - | ||
1.1.3. | Методология педагогики и методика педагогических исследований | - | ||
1.1.4. | Возникновение педагогики как науки | - | ||
1.1.5. | Факторы развития личности | - | ||
1.2. | Основы профессиональной педагогики | |||
1.2.1. | Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний | - | ||
1.2.2. | Структура и категории профессиональной педагогики | - | ||
1.2.3. | История становления профессионального обучения | - | ||
1.2.4. | Перспективы развития профессионального образования | - | ||
2.Образование как социокультурный феномен | ||||
2.1. | Сущность, аспекты и функции образования | - | ||
2.2. | Основные парадигмы, модели образования и теории обучения | - | ||
2.3. | Образование и культура | - | ||
2.4. | Современная система образования в России | - | ||
2.5. | Профессиональное образование за рубежом | - | ||
3.Целостный образовательный процесс | ||||
3.1. | Сущность и структура образовательного процесса | - | ||
3.2. | Образовательный стандарт и содержание образования | - | ||
3.3. | Педагогическая деятельность и педагогическое взаимодействие | - | ||
3.4. | Формы, средства и методы обучения | - | ||
4. Образовательные технологии | ||||
4.1. | Классификация образовательных технологий | - | ||
4.2. | Выбор технологий образования | - | ||
4.3. | Характеристика отдельных технологий обучения | - | ||
4.4. | Структурные элементы учебного занятия | - | ||
5. Развитие творческой личности в процессе образования | ||||
5.1. | Формирование творческой личности как цель и результат образования | - | ||
5.2. | Профессиональное самосовершенствование | - | ||
5.3. | Профессионально значимые качества личности и профессиональные компетенции | - | ||
5.4. | Мотивация студента на творческую учебную и профессиональную деятельность | - | ||
Лекции, практические занятия,
Лабораторные работы, семинары
Лекции
№ п/п | № раздела дисциплины | Тематика лекций | Трудоемкость (час) |
1. | Основы общей и профессиональной педагогики | Введение | |
2. | Педагогика как наука об образовании человека | ||
3. | Методология педагогики и методика педагогических исследований | ||
4. | Факторы развития личности | ||
5. | Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний | ||
6. | Перспективы развития профессионального образования | ||
7. | Образование как социокультурный феномен | Сущность, аспекты и функции образования | |
8. | Основные парадигмы, модели образования и теории обучения | ||
9. | Образование и культура | ||
10. | Целостный образовательный процесс | Сущность и структура образовательного процесса | |
11. | Образовательный стандарт и содержание образования | ||
12. | Образовательные технологии | Классификация образовательных технологий | |
13. | Характеристика отдельных технологий обучения | ||
14. | Структурные элементы учебного занятия | ||
15. | Развитие творческой личности в процессе образования | Формирование творческой личности как цель и результат образования | |
16. | Мотивация студента на творческую учебную и профессиональную деятельность |
Практические занятия
№ п/п | № раздела дисциплины | Тематика практических занятий | Трудоемкость (час) |
1. | Основы общей и профессиональной педагогики | Основные категории педагогики. Рассмотрение основных понятий педагогики: формирование личности, воспитание, образование, обучение | |
2. | Основные направления становления педагогики как науки. Формирование педагогической теории. | ||
3. | Анализ структуры и категорий профессиональной педагогики: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профессиональное самообразование, профессиональное обучение | ||
4. | История становления профессионального обучения. Развитие теории и практики профессионального образования за рубежом в конце XIX - первой половине XX вв. Развитие теории и практики отечественного профессионального образования в конце XIX - первой половине XX вв. Система народного образования в дореволюционной России. Взаимосвязь общего, политехнического и профессионального образования | ||
5. | Образование как социокультурный феномен | Современная система образования в России. Система профессиональной подготовки кадров в Российской Федерации: среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование | |
6. | Современное состояние профессионального образования за рубежом. Модели профессионального образования: рационалистическая, гуманистическая. Системы профессионального образования: США, Англия, Германия, Франция | ||
7. | Целостный образовательный процесс | Педагогическая система, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие. Технология педагогического взаимодействия: педагогическое влияние – активное восприятие и усвоение воспитанником – активность воспитанника, его влияние на педагога и самого себя (самовоспитание) | |
8. | Педагогический процесс как целостная динамическая система. Анализ взаимодействия форм, средств и методов обучения. | ||
9. | Образовательные технологии | Современные образовательные технологии в ВУЗе. Обзор современных педагогических технологий: качественное своеобразие образовательных технологий, выбор и проектирование новых образовательных технологий в Вузе. Технологии работы с информацией: технология поиска и отбора информации. Современные информационные технологии в образовании. | |
10. | Развитие творческой личности в процессе образования | Профессиональное самосознание как «мотиватор» профессионального роста студентов. Проведение диагностики потребности в самосовершенствовании. | |
11. | Профессионально значимые качества личности и профессиональные компетенции. Пути формирования профессиональной компетентности. Использование методик для оценки уровня развития личностных и профессиональных качеств («Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей», «Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»). |