Детское общественное объединение
КАК ИНСТИТУТ ВОСПИТАНИЯ
Выделяют официально-оформленные неформальные детские общественные объединения:
Официально-оформленные
- международных федеральных детских организаций (65 субъектов РС и СНГ)
- федеральных детских организаций «Юная Россия» (72 детских общественных организации)
Среди официально-оформленных организаций выделяются 2 формы:
4) детское общественное объединение
5) детская общественная организация
Неоформленные организации охватывают 30% молодежи – объединения, тусовки
1) социальная направленность (спорт, муз. орг.)
2) асоциальное направление (молодежные бандитские группировки)
Детские общественные объединения – основная форма детского движения:
1. детское движение должно дополнять школу, семью
2. в основном «+» соц. направление
3. самоорганизующаяся система, созданная на добровольной основе по желанию детей и взрослых
4. цель создания условия для реализации запросов и потребностей детей
5. демократичная, открытая
6. без жесткой должностной иерархии
7. в основе не более 2-3 детей до 18 лет
8. не является государственной структурой, но может быть основана в школе, вузе
Особенность – относительная его самостоятельность.
Детская общественная организация:
1. Четкая выраженная идеологическая соц. направленность
2. Создана взрослым сообществом, государственными структурами
3. Относительно закрытая организация
4. Многоступенчатая организация – т.е. подчинение нижестоящих вышестоящим
5. Фиксированное членство
6. Четко определенные права и обязанности каждого члена организации
7. Есть четкая программа, действия, цели, задачи
8. В основе организации – система малых первичных детских структур.
Типы детских общественных объединений:
1. По содержанию деятельности (трудовая, досуг, религиозная и т.д.)
2. По длительности существования: постоянные, временные (детские летние центры), ситуативные КВН
3. По форме управления: неформальные объединения, клубные, детские организации
Взаимоотношение школы и детского общественного движения. Алиева:
1. Школы и детское общественное движение строят относительно на равноправной основе, т.е. каждый из субъектов имеют юридический статус
2. Отношения школы и детского общественного объединения выступают субъектами в воспитательной системе школы.
Детские общественные структуры в воспитательной системе школы:
1. Разные формы ученического самоуправления (советы старших, думы и др.)
2. Ученические организации (ученический совет)
3. Временные детские структуры (штабы, советы)
4. Профильные детские структуры по расширению знаний в какой-либо области.
ВОСПИТАНИЕ В УЧЕБНОЙ И ВО ВНЕУЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
- это ц.с.п. по организации разных видов деятельности школьников во внеучебное время.
Значение внешкольной, внеклассной воспитательной работы:
- более полное раскрытие индивидуальных возможностей ребенка
- обогащение личного опыта ребенка, приобретение практических умений, навыков
- развитие интереса, активное участие в продуктивных видах деятельности
- учить жить в коллективе
Специфика проявляется на уровне решения следующих задач:
1. формируется у ребенка «+» Я-концепции, которая характеризуется следующими факторами:
- уверенность в доброжелательном отношении к нему других людей
- убежденность в успешном овладении тем или иным видом деятельности
- чувством собственной значимости педагога влияет на формирование «+» Я-концепции, помочь этому может внеклассная работа
2. формирование у детей навыков сотрудничества
3. формирование у детей потребности в продуктивной социально-
одобряемой деятельности
4. формирование у детей нравственных, эмоциональных, волевых
компонентов мировоззрения детей
5. развитие познавательного интереса
Функции внеклассной воспитательной работы:
1. обучающая 2. развивающая 3. образовательная
Специфика содержания внеклассной работы:
1. преобладание эмоционального аспекта над информативным
2. содержание внеклассной работы направлено на совершение разнообразных умений и навыков
Факты, влияющие на содержание внеклассной работы:
1. традиции и особенности школы
2. возрастные особенности класса, детей
3. особенности учителя, интересы, склонности, установки
Организация внеклассной воспитательной работы:
1. Изучение и постановка воспитательных задач
2. Моделирование работы. Цель, задачи, функции
3. Практическая реализация модели
4. Анализ проведенной работы и сравнение.
Алгоритм решения педагогических ситуаций
1. «Стоп». Осознание собственных эмоций, не навредить ребенку
2. «Почему» - анализ мотивов и причин поступка ребенка
3. «Что я хочу получить в результате своего педагогического воздействия?»
4. «Каким образом достичь желаемого результата?».
5. Средства практических действий педагога, реализация целей через средства.
6. Анализ педагогического воздействия