Элементы электро-динамической (неклассической) каотины мира - ЭДКМ

Философские Неклассические Принципы
понятия понятия  
континуа- материальностьфиз. относительности
лизм (непре- поля, физическая относи- (Галилея-
рывность). тельностьпространства и Эйнштейна); близ-
  времени, континуаль- кодействияпри-
  ностьдвижения, непре- чинности; постоян-
  рывностьпричинно-след- ства(скорости све-
  ственных связей, масса - та); соответствия
  мера инертности, тяготе- (между механикой и
  ния и полной энергии те- электродинамикой);
  ла. эквивалентности и ДР-

Учитель вместе с учащимися анализирует таблицу.

- Но постоянно накапливаются новые факты, свидетель­ствующие о том, что на смену ЭКДМ должна прийти новая физическая картина мира, в которой корпускулярные и конти­нуальные представления о материи не абсолютизировались бы и не противопоставлялись, а сочетались бы друг с другом.

Благодаря трудам М. Планка, А. Эйнштейна, Н. Бора, Л. де Бройля, Э. Шредингера и В. Рейзенберга формируется но­вая квантово-полевая картина мира (КПКМ) и появляется но­вый тип взаимодействия - ядерный (сильный).

Тихо звучит музыка. На экране высвечивается табл. 3 ипортреты ученых - Планка, Эйнштейна, Бора, де Бройля, Шредингера, Рейзенберга.

Элементы квантово-полевой картины мира (КПКМ)

Исходные фи- Основные понятия Принципы:
лософские    
идеи    
Стихийная диа- Единство корпускуляр- Квантование, соот-
лектика, синтез но-волновых свойств ношение неопре-
атомизма и кон- материи, квант дейст- деленностей, до-
тинуализма, вия, волновое управле- полнительности,-
философия оп- ние для частиц; физиче- соответствия, кван-
равдания жизни, ские тела - совокупность тово-механической
экзистенциа- квантов; обменный ха- причинности.
лизм, феноме- рактер взаимодействия.  
нология.    

Учитель вместе с учащимися анализирует таблицу, подчер­кивая многочисленные открытия в области элементарных час­тиц, классификация которых привела к тому, что был установлен новый вид взаимодействия между квантами и лептонами, приво­дящий ктому, что все элементарные частицы претерпевают превращения. Этотдип взаимодействия назвали слабым.

На сегодняшний день идет формирование современной на­учной физической картины мира, которая является результатом обобщений важнейших достижений конкретных физических тео­рий механики, электродинамики, теории относительности, кван­товой механики, космологии и др. - Ее основы заключаются в следующем:

1. Материальность и единство мира (два вида материи -вещество и поле).

2. Всеобщность движения и взаимодействия материи (ма­терия несотворима и неуничтожима, взаимодействие осуще­ствляется четырьмя типами).

3. Неисчерпаемость материи, что указывает на бесконеч­ный процесс ее познания.

4. Основные формы существования материи - простран­ство, время, движение; взаимосвязь между ними.

Современная картина мира ограничена "снизу" со стороны малых расстояний порядка Ю-18 степени метров и "сверху" расстояниями 1085 степени метра.

Хотя физическая наука охватывает огромную область раз­личных физических явлений, содержит много законов ивыводов, она не является полностью завершенной. Послед­няя точка в ней никогда не будет поставлена, т. к. материаль­ный мир многообразен, а знания о нем неисчерпаемы.

В 70-80 годы астрономическая картина мира сильно измени­лась, т. к. произошло открытие новых объектов (пульсары, ква­зары, "черные дыры") были выдвинуты интересные гипотезы развития Галактики и метагалактики, но все чаще звучит нос­тальгическое понимание нашей неповторимости и единственно­сти во Вселенной, мечущейся душе нужна опора, нужен свой Бог...

Звучит песня Р. Паулса и Е. Евтушенко "Дай Бог". На экране проецируются слайды, иллюстрирующие содержание песни.

Подводятся итоги урока.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Безрукова B.C. Все о современном уроке: проблемы и решения. -М.: «Сентябрь», 2004. - 160 с.

Бланк В.А. Уроки повторения и контроля знаний // Физика в шко­ле. 1993. №6.

Богданова ГА. Из опыта проведения уроков-зачетов // Русский язык в школе, 1988, № 2, с. 13 -20.

Браверман Э.М. Фестиваль-2: организация, общий обзор, анализ материалов // Физика в школе. 1992. № 5-6.

Василевская Л. И., Василевский А. С, Наумов А. В. Как органи­зовать и провести физический бой // Первое сентября. 1997. № 45.

Волжская НЮ. Деловая игра «Здоровье нации». //Химия. 1998.

№43.

Внеурочная работа по физике. О.Ф. Кабардин, Э.М. Браверман, Г.Р. Глущенко и др.; Под ред. О.Ф. Кабардина. - М.: Просвещение, 1983.-223 с.

Денисова В.В. Урок-интервью и урок-телемост // Физика в школе. 1991. №6.

Гарипов Н.Ш. Урок «погружения в древность» // Преподавание истории в школе. 2000. № 2.

Горбунова Е. Урок-игра по сказкам А. Платонова в 5-м классе // Первое сентября. 1999. № 35(314).

Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. М.: Центр "Педагоги­ческий поиск", 2000. с. 21.

Гульчевская В.Г., Лакоценина Т.П. Педагогические основы лич-ностно-ориентированного образования: Модульное пособие для дистанционного обучения. - Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2000. - 36 с.

Зайцева И. Конспект урока-игры «Редакция» // Первое сентяб­ря». 2001. № 8.

Иванова О.В. Проблемное обучение в курсе истории // Препода­вание истории и обществознания в школе. 1999. № 8.

Иванюта А.А. Урок-аукцион // Среднее специальное образова­ние. 1991. №8.

КолоЖвари И., Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок? // Народное образование. 1996. № 1.

Комякова В.А., Комякова СЮ. Посвящение в химики. Химия. 1998., №19,с.9.

Королев Ю. А. Историко-физические викторины. Физика в школе. №3, 1993, с 56-57.

Короткова М.Н. Нетрадиционные формы уроков // Преподава­ние истории и обществознания в школе. 2002. № 7.

Кривотулова Е.В. Урок - медицинский консилиум // Биология. 1997. №47.

Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в со­временной школе. Воспитание: от формирования к развитию. - М.­Ростов н/Д, 2000. -191 с.

Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в сред­ней школе: от коллективизма к взаимодействию. Учеб.-метод. пособие - Ростов н/Д: "Учитель", 2001. -287 с.

Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в на­чальной школе. Ростов н/Д.: "Учитель", 2001.

Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практич. пособие. - Ростов н/Д: "Учитель", 2001. -176 с.

Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Прак­тич. пособие. - Ростов н/Д: "Учитель", 2001. - 160 с.

Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в на­чальной школе. Вып. 1,2. Практич. пособие. - Воронеж, Изд-во «Учи­тель», 2004. - 151 С; 176 с.

Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. Учебно-методич. пособие для студентов педвузов, учителей, слуша­телей ИПК. Изд-е 2-е, дополн. и переработ. - Ростов н/Д: «Учитель», 2004. -224 с.

Литвинов А. Космическое пространство урока // Народное обра­зование. 1996. №2.

Манвелов С. Г. Основы творческой разработки урока математики //Математика. 1997. № 13.

Машинистова В. А. Урок-игра "Крестики-нолики'У/ Биология 1998. №5.

Московкина И. И. Урок осмысления эссе // Литература в школе. 1995. №6.

Московкина И.И. Урок-исследование//Специалист. 1999. № 7.

Мураева Т. Н. Урок- юбилей // География в школе. 2002. № 6.

Муштукова В.В. Природа Урала. Серия модульных уроков для 8-го класса География, 1999, №11.

Начальная школа: современный урок. Выпуск 1. Автор-составитель Лакоценина Т.П. В., 1998.

Нетрадиционные формы организации урока'. - Краснодар, 1993.-40 с.

Новикова Л.И. Урок-конференция: «Имя в реке времени» // Рус­ский язык. 2001. № 3 (267), январь; № 10(274), март.

Николаева Л.С, Лесных Л.И. Использование нетрадиционных форм занятий // Специалист. 1992. № 2.

Палтышев Н.Н. Педагогическая гармония. Учебно-методиче­ское пособие. - Киев, 1996. -104 с.

Педагогическое творчество в школе (из опыта учителей России) / Под ред. В.Ф. Кривошеева.- М., изд. НИИ школ МО РСФСР, 1992.

Политова ТВ. Географический турнир по теме "Евразия" // Гео­графия. 1997. №20.

Поляков С.Д., Резник А.И. и др. Управление развитием индиви­дуальности личности в учебном процессе. -М.: "Сентябрь", 1999. С. 140-141.

Рубан Р. А. Нестандартные формы уроков. География. 1996, №25, с. 4.

Савицкая Э.М. Урок-соревнование по математике // Среднее специальное образование. 1990. № 12.

Самойленко П.И., Сергеев А.В., Шишкин Г.А. Урок-диспут. // Специалист. 1999. № 4-5.

Служевская Т.П. Две формы коллективного обучения на уроках русского языка // Русский язык в школе. 1988. № 6.

Торопцева И.А. Суд над мухой // Биология. 1999. № 18.

Третьякова О.В. Приемы символизации на уроках истории // Сб. "Модульная технология личностно-ориентированного образования". -Ростов н/Д: РГПУ, 1999. - Вып. 2.

Тришкина Е. Мальчишки + девчонки // Народное образование. 1999. № 5.

Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 1С. 16-22.

Удивительный мир театра! // Начальная школа. 2005. Январь.

Урок-панорама в малой группе //Частная школа. 1996. № 2.

Фазлетдинова Т.П. Игровая технология на уроках обществен­ных дисциплин. // Специалист. 1999. N 10. с. 24.

"Физика в школе". 1998. № 4; 1999. № 4.

Юрьев А.В. Игровая методика уроков // Физика в школе. 1994. №2.

Ярулов А. Формирование культуры познавательной компетент­ности школьников // Школьное планирование. 2004. № 3. С. 87.

Учебное издание

Наши рекомендации