Элементы электро-динамической (неклассической) каотины мира - ЭДКМ
Философские | Неклассические | Принципы |
понятия | понятия | |
континуа- | материальностьфиз. | относительности |
лизм (непре- | поля, физическая относи- | (Галилея- |
рывность). | тельностьпространства и | Эйнштейна); близ- |
времени, континуаль- | кодействияпри- | |
ностьдвижения, непре- | чинности; постоян- | |
рывностьпричинно-след- | ства(скорости све- | |
ственных связей, масса - | та); соответствия | |
мера инертности, тяготе- | (между механикой и | |
ния и полной энергии те- | электродинамикой); | |
ла. | эквивалентности и ДР- |
Учитель вместе с учащимися анализирует таблицу.
- Но постоянно накапливаются новые факты, свидетельствующие о том, что на смену ЭКДМ должна прийти новая физическая картина мира, в которой корпускулярные и континуальные представления о материи не абсолютизировались бы и не противопоставлялись, а сочетались бы друг с другом.
Благодаря трудам М. Планка, А. Эйнштейна, Н. Бора, Л. де Бройля, Э. Шредингера и В. Рейзенберга формируется новая квантово-полевая картина мира (КПКМ) и появляется новый тип взаимодействия - ядерный (сильный).
Тихо звучит музыка. На экране высвечивается табл. 3 ипортреты ученых - Планка, Эйнштейна, Бора, де Бройля, Шредингера, Рейзенберга.
Элементы квантово-полевой картины мира (КПКМ)
Исходные фи- | Основные понятия | Принципы: |
лософские | ||
идеи | ||
Стихийная диа- | Единство корпускуляр- | Квантование, соот- |
лектика, синтез | но-волновых свойств | ношение неопре- |
атомизма и кон- | материи, квант дейст- | деленностей, до- |
тинуализма, | вия, волновое управле- | полнительности,- |
философия оп- | ние для частиц; физиче- | соответствия, кван- |
равдания жизни, | ские тела - совокупность | тово-механической |
экзистенциа- | квантов; обменный ха- | причинности. |
лизм, феноме- | рактер взаимодействия. | |
нология. |
Учитель вместе с учащимися анализирует таблицу, подчеркивая многочисленные открытия в области элементарных частиц, классификация которых привела к тому, что был установлен новый вид взаимодействия между квантами и лептонами, приводящий ктому, что все элементарные частицы претерпевают превращения. Этотдип взаимодействия назвали слабым.
На сегодняшний день идет формирование современной научной физической картины мира, которая является результатом обобщений важнейших достижений конкретных физических теорий механики, электродинамики, теории относительности, квантовой механики, космологии и др. - Ее основы заключаются в следующем:
1. Материальность и единство мира (два вида материи -вещество и поле).
2. Всеобщность движения и взаимодействия материи (материя несотворима и неуничтожима, взаимодействие осуществляется четырьмя типами).
3. Неисчерпаемость материи, что указывает на бесконечный процесс ее познания.
4. Основные формы существования материи - пространство, время, движение; взаимосвязь между ними.
Современная картина мира ограничена "снизу" со стороны малых расстояний порядка Ю-18 степени метров и "сверху" расстояниями 1085 степени метра.
Хотя физическая наука охватывает огромную область различных физических явлений, содержит много законов ивыводов, она не является полностью завершенной. Последняя точка в ней никогда не будет поставлена, т. к. материальный мир многообразен, а знания о нем неисчерпаемы.
В 70-80 годы астрономическая картина мира сильно изменилась, т. к. произошло открытие новых объектов (пульсары, квазары, "черные дыры") были выдвинуты интересные гипотезы развития Галактики и метагалактики, но все чаще звучит ностальгическое понимание нашей неповторимости и единственности во Вселенной, мечущейся душе нужна опора, нужен свой Бог...
Звучит песня Р. Паулса и Е. Евтушенко "Дай Бог". На экране проецируются слайды, иллюстрирующие содержание песни.
Подводятся итоги урока.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Безрукова B.C. Все о современном уроке: проблемы и решения. -М.: «Сентябрь», 2004. - 160 с.
Бланк В.А. Уроки повторения и контроля знаний // Физика в школе. 1993. №6.
Богданова ГА. Из опыта проведения уроков-зачетов // Русский язык в школе, 1988, № 2, с. 13 -20.
Браверман Э.М. Фестиваль-2: организация, общий обзор, анализ материалов // Физика в школе. 1992. № 5-6.
Василевская Л. И., Василевский А. С, Наумов А. В. Как организовать и провести физический бой // Первое сентября. 1997. № 45.
Волжская НЮ. Деловая игра «Здоровье нации». //Химия. 1998.
№43.
Внеурочная работа по физике. О.Ф. Кабардин, Э.М. Браверман, Г.Р. Глущенко и др.; Под ред. О.Ф. Кабардина. - М.: Просвещение, 1983.-223 с.
Денисова В.В. Урок-интервью и урок-телемост // Физика в школе. 1991. №6.
Гарипов Н.Ш. Урок «погружения в древность» // Преподавание истории в школе. 2000. № 2.
Горбунова Е. Урок-игра по сказкам А. Платонова в 5-м классе // Первое сентября. 1999. № 35(314).
Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. М.: Центр "Педагогический поиск", 2000. с. 21.
Гульчевская В.Г., Лакоценина Т.П. Педагогические основы лич-ностно-ориентированного образования: Модульное пособие для дистанционного обучения. - Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2000. - 36 с.
Зайцева И. Конспект урока-игры «Редакция» // Первое сентября». 2001. № 8.
Иванова О.В. Проблемное обучение в курсе истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 1999. № 8.
Иванюта А.А. Урок-аукцион // Среднее специальное образование. 1991. №8.
КолоЖвари И., Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок? // Народное образование. 1996. № 1.
Комякова В.А., Комякова СЮ. Посвящение в химики. Химия. 1998., №19,с.9.
Королев Ю. А. Историко-физические викторины. Физика в школе. №3, 1993, с 56-57.
Короткова М.Н. Нетрадиционные формы уроков // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 7.
Кривотулова Е.В. Урок - медицинский консилиум // Биология. 1997. №47.
Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию. - М.Ростов н/Д, 2000. -191 с.
Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию. Учеб.-метод. пособие - Ростов н/Д: "Учитель", 2001. -287 с.
Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе. Ростов н/Д.: "Учитель", 2001.
Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практич. пособие. - Ростов н/Д: "Учитель", 2001. -176 с.
Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практич. пособие. - Ростов н/Д: "Учитель", 2001. - 160 с.
Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Вып. 1,2. Практич. пособие. - Воронеж, Изд-во «Учитель», 2004. - 151 С; 176 с.
Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. Учебно-методич. пособие для студентов педвузов, учителей, слушателей ИПК. Изд-е 2-е, дополн. и переработ. - Ростов н/Д: «Учитель», 2004. -224 с.
Литвинов А. Космическое пространство урока // Народное образование. 1996. №2.
Манвелов С. Г. Основы творческой разработки урока математики //Математика. 1997. № 13.
Машинистова В. А. Урок-игра "Крестики-нолики'У/ Биология 1998. №5.
Московкина И. И. Урок осмысления эссе // Литература в школе. 1995. №6.
Московкина И.И. Урок-исследование//Специалист. 1999. № 7.
Мураева Т. Н. Урок- юбилей // География в школе. 2002. № 6.
Муштукова В.В. Природа Урала. Серия модульных уроков для 8-го класса География, 1999, №11.
Начальная школа: современный урок. Выпуск 1. Автор-составитель Лакоценина Т.П. В., 1998.
Нетрадиционные формы организации урока'. - Краснодар, 1993.-40 с.
Новикова Л.И. Урок-конференция: «Имя в реке времени» // Русский язык. 2001. № 3 (267), январь; № 10(274), март.
Николаева Л.С, Лесных Л.И. Использование нетрадиционных форм занятий // Специалист. 1992. № 2.
Палтышев Н.Н. Педагогическая гармония. Учебно-методическое пособие. - Киев, 1996. -104 с.
Педагогическое творчество в школе (из опыта учителей России) / Под ред. В.Ф. Кривошеева.- М., изд. НИИ школ МО РСФСР, 1992.
Политова ТВ. Географический турнир по теме "Евразия" // География. 1997. №20.
Поляков С.Д., Резник А.И. и др. Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе. -М.: "Сентябрь", 1999. С. 140-141.
Рубан Р. А. Нестандартные формы уроков. География. 1996, №25, с. 4.
Савицкая Э.М. Урок-соревнование по математике // Среднее специальное образование. 1990. № 12.
Самойленко П.И., Сергеев А.В., Шишкин Г.А. Урок-диспут. // Специалист. 1999. № 4-5.
Служевская Т.П. Две формы коллективного обучения на уроках русского языка // Русский язык в школе. 1988. № 6.
Торопцева И.А. Суд над мухой // Биология. 1999. № 18.
Третьякова О.В. Приемы символизации на уроках истории // Сб. "Модульная технология личностно-ориентированного образования". -Ростов н/Д: РГПУ, 1999. - Вып. 2.
Тришкина Е. Мальчишки + девчонки // Народное образование. 1999. № 5.
Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 1С. 16-22.
Удивительный мир театра! // Начальная школа. 2005. Январь.
Урок-панорама в малой группе //Частная школа. 1996. № 2.
Фазлетдинова Т.П. Игровая технология на уроках общественных дисциплин. // Специалист. 1999. N 10. с. 24.
"Физика в школе". 1998. № 4; 1999. № 4.
Юрьев А.В. Игровая методика уроков // Физика в школе. 1994. №2.
Ярулов А. Формирование культуры познавательной компетентности школьников // Школьное планирование. 2004. № 3. С. 87.
Учебное издание