Внимание, виды внимания

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания или определённой деятельности при отвлечении от всего остального.

Т. Рибо считал, что внимание можно отнести к психофизиологическим процессам. Как чисто физиологическое состояние внимание включает в себя комплекс сосудистых, дцхательных, двигательных и ряд других реакций. Кроме того, он доказал связь внимания с эмоциями чел-ка, кот может вызываться ими же.

Гальперин обозначил внимание, как один из моментов ориентировочной исследовательской деятельности. По своей функции внимание представляет контроль за содержанием.

Виды внимания:

1. Непроизвольное внимание – это внимание, которое возникает без всякого намерения чел-ка, оно не целенаправленно и не требует волевых усилий.

2. Произвольное внимание – целенаправленно и требует волевых усилий. В этом случае направленность и концентрация зависит не от самих предметов, а от поставленных целей. Осознание долга. Развивается со временем.

3. Послепроизвольное внимание – отсутствие волевых усилий и целенаправленность (когда интересно).

Основные свойства внимания:

1. Сосредоточенность внимания – это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Концентрация как степень сосредоточения.

2. Устойчивость – длительность сохранения интенсивного внимания на предмете или какой-либо деятельности. Объём внимания – это кол-во объектов, которые мы можем одномоментно воспринять с достаточной ясностью. (7+-2 объекта внимания одновременно).

3. Переключение внимания – произвольное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с новой задачей.

4. Распределение внимания – внимание к 2 или более объектам при одновременном выполнении с ними действий или наблюдений за ними.

06.03.2012

Память

Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Люди могут обладать как чрезвычайно хорошей, так и плохой памятью.

Физиологические основы памяти

Нейроны мозга образуют замкнутые цепи ,по которым совершают движение нервных импульсов, при этом повторное прохождение нервных импульсов по тем же самым нервным путям облегчается. Это обеспечивается изменением синапсов – мест контактов нейронов. Чем больше раз нервный импульс пройдет по цепи нейронов, тем легче он сможет пройти по данному пути.

Классификация нервной памяти

1) По характеру психической активности память делится на:

a. моторную (двигательную), лежащую в основе выработки навыков

b. эмоциональную, функционирующую на чувственном уровне

c. образную – память на представление (образ предмета или явления, не воздействующего в данный момент на органы чувств). Выделяют зрительную память, слуховую память, обонятельную, вкусовую и двигательную.

d. Словесно-логическая память, свойственная только человеку.

2) По продолжительности хранения информации память делится на:

a. Кратковременную, которая характеризуется непродолжительным хранением материала после его восприятия.

b. Оперативную, которая обслуживает непосредственные действия личности, запомненные на время, необходимое для какого-либо дела.

c. Долговременная, которая хранит весь примененный опыт человека. По мнению ученых, в памяти человека содержится 1020 бит информации.

Процессы памяти

Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит запечатление и закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Важнейшей особенностью запоминания является его избирательность. Экспериментально доказано, что запоминание – продукт действия субъекта с объектом и определяется мотивами человека.

Сохранение – наименее изученный процесс памяти. Процесс сохранения идет непрерывно. Человек его не осознает и почти не способен регулировать и оценивать его.

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого в сознании появляются образы и представления о ранее воспринятом. В результате воспроизведения информация из долговременной памяти переходит в оперативную. Этот процесс имеет свои разновидности:

a. Узнавание.

b. Собственно воспроизведение.

c. Припоминание.

Забывание. Забывание может обуславливаться запредельным торможением (перегрузкой информации) либо отрицательной индукцией (помехами в запоминании). Считается, что за 3 дня после прочтения человек способен осознать информацию.

Данные процессы

2) Память делится на:

a. Произвольную

b. непроизвольную

Мышление

«Мышление и речь» М 1982

Мышление – социально обусловленный неразрывно связанный с речью психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира.

Виды мышления:

1) предметно-действенное – вид мышления, связанный с практическими действиями на предмет и характерно для 1-3 лет.

2) Наглядно-образное – вид мышления, которое опирается на восприятие и представление и характерно для возраста 4-8 лет.

3) Словесно-логическое или абстрактное – мышление понятиями.

Мыслительные операции.

К мыслительным операциям относятся:

1) Сравнение.

2) Анализ.

3) Синтез.

4) Абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных особенностей и выделение существенных особенностей группы предметов.

5) Конкретизация – процесс, обратный абстрагированию.

6) Обобщение.

7) Классификация.

8) Систематизация.

Результатом мышления после обобщения являются формы мышления. Формы мышления:

1) Понятия – мысли, в которых отражается общие, существенный и отличительные признаки предмета.

2) Суждение – отражение связи между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждения бывают общими и частными, истинными и ложными.

3) Умозаключение – связь между мыслями, в результате которой из одного или нескольких суждений получается другое суждение, извлеченное из содержания исходного суждения. Умозаключения бывают индуктивными (от частного к общему) и дедуктивными (от общего к частному).

Диагностика мышления

Матрицы Робена для определения невербального мышления.

Педагогика

11.03.2012

Наши рекомендации