Общие основы педагогики
Название от педос – ребенок и ойгос – вести. Всякий человек приобретает определенные знания в педагогике. Народная педагогика возникла как ответ на социальную потребность в воспитании и не может заменить педагогику как науку. Основателем научно йпедагогики был К. Д. Ушинский, который заложил основу русской народной педагогики, и связал практику народной педагогики и теорию.
Сейчас педагогика – относительно самостоятельная наука, имеющая свой объект и предмет изучения. Объектом педагогики являются явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида, в процессе целенаправленной деятельности общества. Предмет педагогики – образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах.
Таким образом, педагогика сегодня представляет собой науку, которая изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации, формы и методы совершенствования педагогической деятельности.
Образование.
Под образованием мы понимаем единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированной на некоторые идеальные образы, исторически обусловленный и закрепленный в сознании социальный эталон. Советская школа старалась воспитать всесторонне и гармонически развитую личность.
Образование как социальное явление – это относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенными знаниями, идейно-нравственными ценностями ,умениями ,навыками, нормами поведения, содержание которых определяется уровнем развития общества.
Основным законом в области образования является ФЗ «об образовании» принятый в 1992 году.
Система образования в РФ сложилась из следующих компонентов:
1) Образовательных программ
2) Образовательных учреждений
3) Органов управления в сфере образования
4) Общественных и государственно-общественных объединений и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области образования.
Образовательные программы определяют содержание образования определенного уровня и направленности. Программы бывают общеобразовательными (школьными) и профессиональными (начальными, средними и высшими). Все программы имеют основную и дополнительную части.
В РФ образовательные учреждения бывают:
1) Дошколные.
2) Начального общего, основного общего, среднего полного образования
3) Начального специального (училище), среднего (техникум), высшего (Университет) образования.
4) Послевузовского образования
5) Учреждения дополнительного образования взрослых и детей.
6) Учебные заведения для детей с отклонениями в развитии.
7) Учреждения для детей-сирот, детей без попечения родителей.
8) Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Образовательные учреждения делятся на бюджетные, автономные и казенные. Бюджетные учреждения финансируются на основе государственного задания в форме субсидий и могут заключать крупные сделки могут только с согласия учредителя – государства или региональных властей и не могут распоряжаться своим имуществом. Автономные учреждения, согласно закону, избавлены от необходимости отчитываться перед государством по заработанным средствам, и распоряжается всем своим имуществом, но и государство не несет за такое учреждение ответственности. Казенные учреждения - государственные или муниципальные учреждения нового типа, которые будут перечислять все доходы в бюджет (спецшколы и исправительные колонии).
Органы управления образованием – федеральные органы государственной власти (МинОбрНауки), органы государственной власти в субъектах РФ, органы местного самоуправления в муниципальных районах.
В 2003 году Россия присоединилась к болонской системе (бакалавр – 4 года, магистр – 6 лет, доктор – 8-9 лет обучения; система зачетных (кредитных) единиц; европейское приложение к диплому; транснациональное образование).
Педагогический процесс
Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.
Целостный педагогический процесс – ЦПП – интеграция процесса обучения и процесса воспитания.
Цель образования должна учитывать потребности общества и потребности личности. Если они совпадают, то получается результат. Цель в педагогическом процессе разделяется на задачи – образовательную, воспитательную и развивающуюся.
Содержание образования – знания, умения и навыки по каждой учебной дисциплине.
Формы обучения –
Методы обучения – формы взаимодействия педагога и воспитанника. Может происходить в форме монолога, со стороны учителя или ученика, либо диалога.
Педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса. ПВ представляет собой преднамеренный контакт педагога и воспитанника, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Способами функционирования педагогической системы в педагогическом процессе является обучение и воспитание. От них зависят внутренние изменения, которые происходят как в самой педагогической системе, так и в субъектах, коими являются педагоги и воспитанники. Отсюда воспитание – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации цели образования в условиях педагогического процесса. Обучение – специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Обучение является составной частью воспитания и отличается от воспитания степенью регламентированности педагогического процесса, нормативными предписаниями как содержательного, так и организационно-технического характера. Таким образом, процессы обучения и воспитания обуславливают качественную характеристику образования, то есть результаты педагогического процесса.
Закономерности и принципы педагогического процесса.
В закономерностях отражаются объективные, необходимые и повторяющиеся связи.
1) Эффективность педагогического процесса зависит от тех условий, в которых он протекает.
2) Содержание, формы и методы педагогического процесса должны соответствовать возрастным особенностям воспитанников.
3) Содержание воспитательно-образовательного процесса обусловлено поставленными задачами.
И так далее.
Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в принципах. Принципы педагогического процесса отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, в конечно итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса.
1) Принципы организации педагогического процесса (ПП)
a. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса. Этот принцип выражает необходимость сочетать цели общества и личности.
b. Принцип связи с жизнью и производственной практикой. Предполагается, что все содержание образования должно соотноситься с жизнью.
c. Принцип соединения обучения и воспитания с трудом на общую пользу. Предполагается вовлечение воспитанников в посильную трудовую деятельность.
d. Принцип научности. Является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники.
e. Принцип ориентированности на формирование единства знаний и умений, сознания и поведения.
f. Принцип обучения и воспитания детей в коллективе. Данный принцип также предполагает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.
g. Принцип преемственности, последовательности и систематичности. Принцип направлен на закрепление ранее усвоенных знаний, умений и навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование.
h. Принцип наглядности. «Золотое правило дидактики» - к обучению необходимо привлекать все органы чувств (иллюстрации, демонстрации, лабораторно-практические работы, использование ярких примеров из жизни).
i. Принцип эстетизации всей детской жизни, прежде всего, обучения и воспитания. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умственного труда, деловых отношений и своей деятельности.
2) Принципы руководства деятельностью воспитанников.
a. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников. Школьные и студенческие советы, клубы и так далее.
b. Принцип сознательности и активности учащихся в педагогическом процессе. Принцип отражает активную роль воспитанников в педагогическом процессе.
c. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью. В этом случае требовательность является своеобразной мерой уважения к личности.
d. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные его стороны.
e. Принцип согласованности требований школы, семьи и общественности.
f. Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Этот принцип сформулировал Макаренко. Есть три уровня развития коллектива. Первый уровень – первые три месяца на 1 курсе, требования задает педагог. Второй уровень – параллельное действие старосты и преподавателя. Третий уровень – самоорганизация коллектива.
g. Принцип доступности и посильности в обучении и воспитании. При предъявлении недоступного в усвоении материала резко снижается мотивационный настрой на учение, ослабевает волевое усилие, падает работоспособность и быстро наступает утомление. С другой стороны, чрезмерное упрощение материала также снижает интерес к учебе ,не способствует формированию учебных навыков и не содействует развитию учащихся.
h. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации деятельности.
i. Принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития. Реализация этого принципа связывается с деятельностью памяти и прочными, как правило, становятся те знания, которые добываются самостоятельно.
16.03.2012
Обучение
Предмет и объект изучения дидактики.
Современные дидактические концепции
Дидактика – термин был введен в 1613 году в Германии, означает «изучающий». Дидактика представляет собой искусство обучения и воспитания всех всему. Это искусство – необходимое условие «формирования нравов в направлении всесторонней моральности. Такая трактовка сохранялась до XIX столетия, Иоганн Гербард (1776-1841) разработал теоретические основы дидактики и выделил основную задачу дидактики как анализ действий учителя при ознакомлении учащихся с новым материалом. Джон Дьюи в своих работах критиковал теорию Гербарда и ставил основной задачей дидактики анализ действий не учителя, а ученика.
Отечественная дидактика в 20-е годы развивала идеи экспериментальной педагогики, что способствовало становлению педологии – науки о детях. Они предлагают такую организацию учебной деятельности, в центре которой находится ребенок и особенности его личности. В 1930 году научные разработки в этом направлении были прерваны, но в 50-х годах исследования были продолжены.
В настоящее время дидактика – наука об образовании и обучении, их закономерностях, принципах, формах и методах организации. Объектом дидактики становится целенаправленная деятельность учителя, ориентированная на развитие личности ученика в соответствии с социально принятыми нормами и идеалами. Предметом дидактики выдвигается преподавание со стороны преподавателя и учение со стороны ученика как планомерно организуемый систематический процесс, реализуемый как в учебном заведении, так и за его пределами.
Выделены четыре дидактические концепции:
1) Традиционная, ее основатель – Иоганн Гербард. Воспитание ведется для воспитания характера, для чего необходимо руководство учителя. Гербард вводит понятие «воспитывающее обучение». Именно оно передает учащимся знания, объединяет эти знания и связывает их с развитием чувств и воли. Одна из важнейших задач образования состоит в возбуждении многостороннего интереса путем изучения различных предметов. Особое внимание Гербард уделял истории, математику он считал «гимнастикой для ума». «То, что изучается с удовольствием – изучается скоро и основательно». Была разработана теория ступеней обучения – созданы 4 ступени обучения:
a. Ясность или углубления в состояние покоя. Изложение материала.
b. Ассоциация, когда новый материал вступает в связь с уже имеющимся. Беседа, построенная по методике вопрос-ответ.
c. Система или осознание в состоянии покоя. Формулировка вывода.
d. Сознание в состоянии движения, когда новые знания применяются на практике.
2) Прогрессивистская концепция, ее основатель – джон Дьюи.
Традиционная концепция | Прогрессивистская концепция. | |
Интересы школы | Анализирует деятельность только учителя | Самостоятельная работа учащихся |
Объект | Учитель | Ученик |
Методы обучения | Книжная учеба | Естественный метод, когда ученик непосредственно контактирует с изучаемым объектом. |
Содержание материала | Производится деление материала на предметы | Целостное обучение с выделением научных областей или направлений |
Учительская роль ограничивается обозначением практических заданий для ученика
3) Концепция развивающего обучения. В основе лежат разработки Л. С. Выгодского. Обучение не должно ориентироваться на уже созревшие особенности детского мышления, а должно вести за собой развитие ребенка. Развитие предполагает сотрудничество, то есть предполагается организация совместного поиска решений. В последствии эти наработки развивали Эльхонин и Давыдов. Ими был организован эксперимент – они организовывали дискуссионные формы работы, при этом учащиеся сами изучали предмет. В отличие от традиционной системы в основу изучения была положена система научных понятий. Л. В. Замков предложил целенаправленную работу на развитие личности, ума, воли и чувств. Он предложил ведущую роль отдать теоретическим знаниям, изучение должно происходить быстрым темпом на высоком уровне трудности.
4) Личностно ориентированное обучение. Эта концепция зародилась в 80-е – 90-е годы, ее представителем является И. С. Якиманская. Роль учителя не в передаче суммы знаний, а в организации соответствующей образовательной среды, обучаясь в которой, ученик опирается на личностный потенциал и соответствующие технологии обучения.
Понятие и сущность содержания образования
Существует два подхода к образованию – знание ориентированный и личностно ориентированный (смотри Википедию).
Содержание образования – педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению, сохранению и развитию материальной и духовной культуры в обществе.
Содержание образования определяется целями и задачами образования.
Теории формирования содержания образования сложились в конце XVIII-начале XIX века и получили названия
1) Материальная теория содержания образования (дидактический материализм, энциклопедизм). Цель образования – передача учащимся большого объема знаний из различных областей науки.
2) Формальная теория содержания образования (дидактический формализм). Цель образования – развитие способностей и познавательный интерес учащихся. При отборе содержания образования руководствуются развивающей ценностью учебных предметов – математика и языки, особенно классические. Эту теорию разделяли Бесталоцци и Джон Локк.
Обе эти теории были подвергнуты научной критике Ушинским. По его мнению, школа должна развивать интеллектуальные силы человек, обогащать его знаниями и приучать пользоваться ими. Он заложил основы единства обоих теорий.
Существует также теория дидактического прагматизма, ее представителем был Дьюи. Источник содержания образования заключен в общественной и индивидуальной деятельности ученика.
Документы, регламентирующие содержание образования:
1) Стандарт образования. Под стандартом образования понимается система основных параметров, понимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающие общественный идеал и учитывающие возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. В стандарте общего среднего образования выделяют три компонента:
a. Обязательный федеральный компонент.
b. Национально-региональный компонент.
c. Школьный компонент, отражающий специфику отдельно го учебного заведения.
Стандарт образования отражается в учебных планах. Нормативный документ, который определяет состав учебных предметов, порядок и последовательность их изучения, недельное и годовое количество учебных часов, отводимых для изучения каждого предмета.
2) Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных идей, с указанием изучения последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.
3) Учебная литература.
Основные модели организации обучения
В педагогике сложились три основных формы обучения:
1) Индивидуальное обучение. Это первая сложившаяся форма обучения. Ее главное достоинство – позволяет максимально индивидуализировать содержание, методы и темп учебной деятельности, контролировать усвоение ребенком учебного материала. В эпоху средневековья наиболее распространенной становится индивидуально-групповая форма обучения, в силу того, что уровень подготовки и способности у всех учеников были разными ,то педагог работал с каждым учеником отдельно. В XVI
2) Классно-урочная система – появляется в XVI веке, ее обосновал Ян Амос Каменский. Ее отличительные характеристики:
a. Учащиеся одного возраста и уровня подготовленности составляют единую группу (класс)
b. Класс работает по годовому плану и программе, занятия проводятся строго по расписанию, единицей занятий является урок, урок посвящен изучению только одного учебного предмета, работой на уроках руководит учитель.
Альтернативами ее были:
a. Сложившаяся в Англии Белль-Ланкастерская система. Ее сущность: учитель находился с учащимися разного возраста и уровня подготовки в одном зале – более 600 человек. У Учителя учились наиболее старшие, которые, в свою очередь, учили более младших.
b. В начале XX века в США была разработана система индивидуализированного обучения, названная Дальтон-Ламм. Учащиеся получали письменные задания и после консультации с учителем работали индивидуально.
c. В 20-е годы в СССР сложилась бригадно-лабораторная форма обучения, полностью вытеснившая уроки. Эта форма предполагала сочетание коллективной и бригадной работы. Учитель только давал задания.
Достоинства классно-урочной системы | Недостатки классно-урочной системы. |
Равномерное прохождение учебного материала. | Сложность осуществления индивидуального подхода к учащимся. |
Четкая организация работы (связь учебной и внеучебной работы). | Ориентация учителя на средний уровень подготовки ученика. |
Планомерно осуществляется руководство учителя образованием, воспитанием и развитием всех учеников. | Трудность получения своевременной обратной связи об уровне усвоения материала. |
Производится чередование труда и отдыха. | Усредненный темп работы. |
Появляется взаимодействие учителя с учениками и ученика с коллективом. |
Урок – динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава учителе и учащихся с учетом особенностей каждого из школьников, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и воспитания, систематически применяемая в одинаковые отрезки времени для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения.
Сегодня есть уроки ознакомления с новым материалом, урок закрепления знаний, урок выработки и закрепления умений и навыков, обобщающий урок, контрольный урок, смешанные уроки (решается несколько задач).
Дополнительными формами обучения являются: школьная лекция, семинар, практикум ,экскурсия, консультация, домашние задания, учебные конференции.
Вспомогательные формы обучения: факультатив, кружок.
3) Лекционно-семинарская система. Она зародилась в университетах, в чистом варианте используется только при профессиональной подготовке.
Основные формы обучения – семинары, лекции, практикумы, лабораторные занятия.
В 60-е годы XX века профессор Ллойд Крамп пришел к выводу, что занятия с большой группой студентов – 100-150 человек должны занимать 40% времени, занятия с группой в 10-15 человек – 20% времени, индивидуальная работа студентов – 40% времени.
20.03.2012