Воспитание здорового полового самосознания
К двум с половиной годам дети начинают сознавать половые различия. Они начинают отличать «девочек» от «мальчиков». Девочки уже знают, что у них волосы длиннее и что иногда они носят платья; у мальчиков волосы короче, и они всегда носят штанишки. Дети видят, что гениталии у них не похожи и что мочатся они по-разному. (Четырехлетний брат уже может поддразнивать младшую сестренку: «У меня есть пенис, а у тебя нету».) Ваш подход к факту различия первичных половых признаков может способствовать устранению проблемы «кто лучше». Скажите детям: «У девочек есть вульва, у мальчиков – пенис». Толика просвещения в этом вопросе внушит обоим полам чувство удовлетворенности.
Мальчики с рождения в целом агрессивнее и грубее девочек, более склонны к физической активности и менее – к межличностному общению. Я полагаю, что половое поведение – это сочетание генетики и влияния среды. Некоторые мальчики с головой погружаются в традиционно мужские занятия (игра с машинами, борьба), некоторые девочки так же самозабвенно отдаются традиционно женским занятиям (игра с куклами, кулинария). Большинство детей обнаруживают весьма индивидуальные и в меньшей мере обусловленные полом пристрастия. Мальчики могут наравне с девочками увлеченно строить домики, а девочки могут, как и мальчики, затевать суматошную беготню, когда разыгрывают какое-то приключение. У девочек более широкий выбор в отношении одежды, и здесь вкус ребенка, как обнаружат родители, может формироваться вопреки всем подсказкам матери. Дочь той матери, которая всегда ходит в джинсах, будет требовать, к удивлению матери, только платья; дочь предпочитающей платья матери будет яростно отвергать платья – даже в нежном трехлетнем возрасте. И это при том, что девочка, возможно, часами увлеченно играет в куклы или день напролет практикуется в трюках, бросающих вызов силе гравитации. Половое поведение также может зависеть от того, чем родители позволяют заниматься детям. Шестилетний мальчик нередко дрался со своим другом. Бабушка посоветовала матери: «Оставь их. Мальчики всегда будут мальчиками». Мать возразила: «Я не допущу, чтобы мой ребенок был невоспитанным грубияном только по причине своего пола».
Показывайте пример – правильно исполняйте половые роли
У детей развивается здоровое половое самосознание, если у них дома есть здоровые «половые» образцы для подражания. Старайтесь показывать детям пример следующего поведения:
● Мама и папа с любовью проявляют заботу о них.
● Мама и папа справедливо воспитывают их.
● Мама и папа уважают друг друга.
● Мама и папа довольны своим полом и выбранными ими половыми ролями.
Новоиспеченный отец, сожалевший о том, что мало проводил времени со своим отцом, признался нам: «Он редко общался с нами. Все, что я помню, – это его спину и портфель, когда он шел на работу». У некоторых отцов действительно очень ответственная работа, и поэтому они очень заняты. Если такой отец любит свою работу, он внушит детям мысль, что занят их «обеспечением». И если мама не возмущается поведением папы, дети тоже, наверное, не будут чувствовать себя обделенными. Чем больше мама ощущает себя брошенной и негодует из-за того, что должна выполнять «самостоятельный полет», тем больше расстраиваются ребятишки. Детям полезно знать, что оба родителя выполняют свою работу, и одновременно дети должны усвоить, что «семья» все-таки важнее. Есть печально известная ловушка, связанная с темой работы: иногда папа воспринимается как тот, кто важнее из родителей, потому что его цена измеряется в долларах, мама же работает «даром» и поэтому ничего не стоит, если остается дома и растит детей. Это ложное соображение может вернуть женщин на рынок труда – вопреки их внутреннему инстинкту или убеждению.
Маленькие дети не только обучаются на примере материнской и отцовской заботы о них, они также наблюдают, как мама с папой заботятся друг о друге. Это нормально и даже очень важно, если вы будете проявлять любовь к супругу/супруге на глазах у детей. Если ребенок видит ваши объятия и поцелуи, если понимает, что супругов соединяет чувственность, то как губка впитывает урок жизни: людям хорошо, когда они проявляют любовь друг к другу. В результате ребенок будет с удовольствием обнимать и целовать тех, кого он любит, и испытывать удовольствие, когда родители обнимают и целуют его. Если дети видят, что один из родителей всегда критикует другого, не проявляет чуткости или даже жестоко обращается с ним, дети будут накапливать такие поведенческие картинки в своей оперативной памяти. Дети либо решат, что папа плохо относится к маме (или, наоборот, мама – к папе), и детям не понравятся «папы» (то есть мужчины и поведение мужчин), либо они усвоят, что борьба, а вовсе не чуткость является нормой в отношениях между людьми. И то и другое мнение побуждает ребенка к нездоровому половому поведению и порождает у него неверные ожидания. Отношение супругов друг к другу в значительной степени определяет будущий брачный опыт их детей: выбор супруга/супруги и отношение к ним.