Вводите перемены постепенно
Однажды, консультируя, я перечислил одной отчаявшейся матери ряд приемов, которые она могла бы испробовать для формирования поведения ее неуправляемой пятилетней Эшли. Покидая мой кабинет, мать сказала: «Не терпится испробовать все это на моей дочери». Я напомнил матери, что поведение не меняется как по мановению волшебной палочки. Если вдруг вы наброситесь на ребенка с объятиями и поцелуями, станете упирать на позитивное подкрепление, сосредоточенное внимание и т. д., ребенок может воспринять все это как фальшь, как «перебор» и поэтому, возможно, еще больше отдалится от вас. Меняя подход к воспитанию, продвигайтесь шажками. Медленнее, медленнее! Не обрушивайте на ребенка новые приемы, но ловите поучительный момент, чтобы испробовать их.
Испробуйте следующие приемы фор мирования поведения . Почему мы припасли особые воспитательные приемы для завершающей части нашего плана воспитания? Потому что они вряд ли дадут результаты, если использовать их вместо тех, которые стоят в начале плана. Эти особые приемы таковы:
● Объясняйте ребенку ваш с ним союз, нацеленный на формирование его поведения. «Мы будем сотрудничать, с тем чтобы нам нравилось жить вместе». Побеспокойтесь о том, чтобы у ребенка была какая-то заинтересованность в этом сотрудничестве, чтобы ребенку было весело и он знал, что в результате вы будете более счастливой мамой (более счастливым папой). Убедитесь в том, что представляете для ребенка должный авторитет, с тем чтобы ребенок принял вашу задачу воспитателя – помочь ему слушаться. Оговорите особо ваши цели. Подчеркните, какое поведение вас удовлетворит, какого поведения вы ждете от ребенка, а также отметьте пользу хорошего поведения. (Помните, что вы стараетесь привить ребенку внутренние стимулы.) Укажите также на нежелательное поведение, на такое поведение, которое вы не потерпите, и оно не останется без последствий. Ребенок должен понимать, чего вы ждете от него. Благодаря такому программированию порой простого напоминания: «Это нежелательное поведение» – бывает достаточно, чтобы пресечь плохие действия ребенка прежде, чем он войдет во вкус.
● Объясните ребенку связь причины и следствия . К трем-четырем годам дети уже понимают связь «если – то». Если они слушаются, жизнь хороша; если не слушаются, то у них нет ничего хорошего. Сядьте вместе с ребенком и опишите ему, какое поведение вы хотите выработать у него. Подготавливайте ребенка шаг за шагом. Ребенок должен понимать выгоду хорошего поведения и последствия плохого. Таким образом ребенок становится вашим союзником в деле воспитания, он сотрудничает с вами в этом деле: «Когда ты дружелюбен, играя с товарищами, я радуюсь, а ты можешь играть дольше. Когда ты дерешься с товарищами, тогда тебе придется прекратить игру». Подготавливая ребенка к последствиям и выгоде, вы добиваетесь того, что ребенок заранее знает о последствиях своего плохого поведения. Это спасительно для вас в минуту возмущения, и вы не будете несправедливы, наказывая ослушавшегося ребенка: «Раз так, то не будешь месяц кататься на велосипеде!» Такая подготовка может отучить ребенка бедокурить. Ребенок сам выбирает, как ему себя вести, а значит, контролирует то, что́ последует за его поведением. Дети считают такое воспитание справедливым и вряд ли будут бунтовать против него.
● Отвлекайте и переключайте внимание ребенка. Пресекайте плохое поведение ребенка и исправляйте его прежде, чем ребенок продвинется в нежелательном направлении. Отвлекайте ребенка и переключайте его внимание в русло желательных действий: «Нельзя влезать на кухонный рабочий стол, но ты можешь забираться на диван или к папе на руки». Возможно, вам придется недели две ходить за ребенком по пятам и мгновенно «впрыскивать» ему дозу напоминаний, переориентаций и стимулов, пока ребенок настолько привыкнет вести себя так, как вы ждете от него, что будет сам себе напоминать об этом. Напоминайте ребенку: «Ты начинаешь тревожить меня» или «Ты слишком заводишься», а затем объявляйте короткое время передышки, с тем чтобы помочь ребенку овладеть собой. Главное – вмешаться прежде, чем поведение ребенка станет неуправляемым. Помните, когда вы формируете поведение ребенка, вам придется направлять его физически, производить много «ручных операций». Постепенно он научится откликаться на ваши слова.
● Стимулируйте и вознаграждайте хорошее поведение.
● Устраивайте ребенку тайм-аут. (См. раздел «Как добиться того, чтобы тайм-аут давал ожидаемые результаты».) Если ребенок воспринимает тайм-аут как угрозу или наказание, измените его отношение к этому приему, заменив название «тайм-аут» на звучащее более ободряюще: «особое время», «время подумать», «время Натана». Обращайтесь к тайм-ауту как можно раньше, пока ребенок еще не зашел в своем плохом поведении так далеко, что вы уже вне себя, а значит, вызовете озлобление и у ребенка.
О других приемах воспитания см. разделы «Воспитание гиперактивного ребенка» и «Воспитание детей с трудным характером, иначе называемых «детьми с повышенными потребностями».
В этой книге мы прошли с вами курс воспитания ребенка от рождения до десяти лет. Польза описанного подхода в том, что, правильно воспитывая ребенка на одном этапе его развития, вы облегчаете дело воспитания на последующих этапах. По мере роста ребенка вы будете отмечать, что ваши задачи воспитателя в семье меняются. Ваши усилия кормильцев, разметчиков границ, помощников, облегчающих выполнение чего-либо, и стражей порядка в жизни ребенка от рождения до шести лет, учителей на следующем этапе, тренеров и советчиков в подростковые годы ребенка – все эти усилия будут вознаграждены. Вы увидите, что растите ребенка, который вас по-настоящему радует, с которым приятно вместе жить, который вызывает у вас гордость. Что еще важнее – ваш ребенок будет тоже гордиться собой.
[1]Более подробно мы останавливаемся на «пунктах» привязанности в книге «Ваш малыш от рождения до двух лет» (Boston: Little, Brown, 1993). Здесь мы излагаем их в краткой форме, с тем чтобы показать, как благодаря им закладывается фундамент воспитания.
[2]Вирджинский политехнический институт и университет штата Вирджиния. (Прим. перев. )
[3]Исследования, данные которых приводятся в этой таблице, были нацелены на сравнительное изучение степени привязанности между матерью и ребенком в первые два года жизни ребенка и последующих результатов. Это всего лишь наблюдения: нельзя ожидать абсолютной зависимости между характером воспитания ребенка и той личностью, которой становится выросший ребенок.
[4]С 1967 г. за Суперкубок играют лучшие американские футбольные команды. (Прим. перев. )
[5]Американские детские бейсбольные команды объединены в так называемые малые лиги. (Прим. перев. )
[6]В книге «Ваш малыш от рождения до двух лет» мы подробно обсуждаем особенности младенческого сна с присущими ему фазами и рассказываем, как реагировать на ночное пробуждение малыша. Здесь мы приводим лишь основные моменты, которые помогут читателям составить представление о режиме сна.
[7]Псалом 22:4. (Прим. перев. )
[8]читатели, пожалуйста, не вырывайте эти слова из контекста. Мы заявили, что мы против рукоприкладства. Не воспринимайте этот раздел как своего рода санкцию на битье; скорее, он предназначен тем родителям, которые еще не решили, применимы ли телесные наказания как метод воспитания.
[9]Питер Пэн – юный, никогда не взрослеющий герой всемирно известных книг и пьесы «Питер Пэн» (1904) шотландского автора Джеймза М. Барри. (Прим. перев. )
[10]Перевод И. Кашкина.
[11]Эта идиома (по-английски «crying wolf») отсылает к басне Эзопа, рассказывающей про мальчика-пастуха, который постоянно кричал «Волк! Волк!» – когда волка и в помине не было. Мальчик развлекался, обманывая людей, и они не пришли ему на выручку, когда на него в самом деле напал волк. (Прим. перев. )
[12]Английское butch означает «мужик в юбке», «мужеподобная женщина»; Чак – уменьшительное от мужского имени Чарлз. (Прим. перев.)
[13]Да здравствует различие (фр.). (Прим. перев.)
[14]Некоторые используют термин «мастурбация» для обозначения стимуляции половых органов до момента оргазма. Но какой оргазм в детском возрасте? К трем годам дети способны прийти в возбуждение в результате стимуляции своих гениталий, поэтому, в строгом смысле слова, трехлетний ребенок способен мастурбировать. Однако есть мнение, что термин «мастурбация» слишком силен применительно к маленькому ребенку и что этот термин лучше приберечь для подростка, способного к оргазму. Поэтому, если вам так удобнее, называйте мастурбацию «генитальной игрой» или же еще как-то – по вашему выбору. Мы считаем, что здесь вопрос степени, и употребляем термин «генитальная игра» для обозначения кратких приятных прикосновений и термин «мастурбация» для обозначения стимуляции гениталий, ведущей к половому возбуждению.
[15]ADHD (Attention deficit/hyperactivity disorder) имеет свои особенности у каждого страдающего этим расстройством ребенка, а также проявляется по-разному. У некоторых детей проявляются одни симптомы сегодня и другие завтра. Мы приводим перечень наиболее распространенных признаков этого расстройства.
[16]Особые методы воспитания младенцев с повышенными потребностями подробно описываются в нашей книге «Ваш малыш от рождения до двух лет».