УЭ №8. Процесс обучения
К | v | |||
0,5 |
Форма организации учебного занятия: лекция.
Изучив данный УЭ, Вы будете иметь представление:
– о сущности процесса обучения, структуре, функциях и организации учебной деятельности учащихся.
Выполните тестовые задания №2, 4 УЭ №1 МБ №1;
№2, 3 УЭ №2 МБ №1;
№1, 2, 3, 4 УЭ №8 МБ №3.
Понятие о дидактике
Термин «дидактика» происходит от греческих слов – поучающий и изучающий. Считается, что термин ввёл в педагогику немецкий педагог В. Ратке (1571–1635).
Теорию обучения как систему научных знаний, как педагогическую науку разработал Я. А. Коменский. В 1632 году он завершил свой знаменитый труд «Великая дидактика», под которой понимал «всеобщее искусство учить всему».
Дидактика – это один из разделов педагогики, разрабатывающий теорию образования.
Предмет дидактики – обучение, как средство образования и воспитания личности.
Взаимосвязь между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса.
Связь дидактики с другими науками
Сущность процесса обучения
Сущность обучения. Обучение как общественное явление есть целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, результатов развития общественного сознания, культуры производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды.
Обучение обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности. В этом заключается его объективное назначение в обществе.
Раскрыть сущность категории «обучение» – это значит:
а) дать определение категории, назвав основные признаки;
б) раскрыть содержание признаков обучения.
Признаки категории «обучение»:
1. Целенаправленность.
2. Системность.
3. Двусторонность.
Содержание признаков может быть раскрыто через компоненты процесса обучения.
Целенаправленность обучения
Обучение является целенаправленным процессом, так как начинается с формулировки и осознания цели. Выполнение всех компонентов подчинено поставленной цели.
Общей целью обучения является усвоение учащимися социального опыта, отражённого в содержании образования.
Цель реализуется через задачи:
– вооружить учащегося системой знаний о природе и обществе;
– сформировать умения и навыки;
– раскрыть и развить способности, творческое мышление;
– раскрыть психические свойства личности (интерес, мотивы, память, волю т.п.) и др.