На 1 этапе учащиеся передают по кругу конверт, в котором находятся карточки с вопросами -каждый берет одну не глядя, громко читает и сразу отвечает
Примерные варианты вопросов:
1.Бывает ли любовь с первого взгляда?
2. Что делает людей родными?
3.Правда ли ,что любят одних, а женятся на других?
4.Сколько правды в народной мудрости « стерпится -слюбится?»
В ходе работы необходимо указать участникам на обязательное присутствие набора аргументов в пользу того или иного ответа на вопрос.
На 2 этапе «водящий» участник игры садится на стул в центре класса ,а все остальные передают друг другу конверт с утверждениями о любви. Задача участника , получившего конверт зачитать 2 утверждения о любви, помещенных на доставшихся ему карточках. Задача «водящего» - определить свою личную позицию по отношению к утверждениям и высказать ее вслух. Если участник ,который зачитывал утверждения с чем-то не согласен он может привести собственные аргументы и передает конверт следующему участнику игры. «Водящий» также меняется.
Примерные утверждения:
1. Любовь-это родство душ.
2. Любовь-это добро.
3. Любовь-это свобода (где нет свободы, там нет и любви»).
4. Любовь-это уважение.
Судебное заседание. Имитируется судебное разбирательство. Участники распределяют обязанности членов судебного слушания и, выполняя ролевые предписания, рассматривают предложенную проблему.
Все формы дискуссии обладают уникальным педагогическим инструментарием и в связи с этим способны:
* стимулировать инициативу и продуктивный обмен идеями;
* развивать рефлексивное мышление;
* побуждать к поиску адекватной аргументации и различных способов выражения мысли;
* повышать восприимчивость и толерантность к новым идеям;
* учить видеть явление объемно и многопланово;
* предлагать способы углубленной работы с содержанием проблемы и т.п.
Проведение дискуссии требует тщательной подготовки. Как правило, для этих целей создаются временные группы, в обязанности которых входят обмен идеями и опытом, постановка проблем, выработка правил, определение необходимости приглашения специалистов, обсуждение информации из различных источников и т.д. Возможна и «мозговая атака», предусматривающая выявление веера идей для обсуждения в дискуссии.
Заранее могут быть распределены функциональные роли в дискуссионной группе: «ведущий» - организует работу, обсуждение проблемы; « аналитик» - задает вопросы, подвергает сомнению идеи; «протоколист» - фиксирует ход дискуссии, информирует об итогах работы; «наблюдатель» - оценивает участие каждого в обсуждении проблемы.
Особая роль в дискуссии принадлежит педагогу, именно он непосредственно и опосредованно задает тон в обсуждении проблем. Педагог должен владеть приемами, необходимыми для проведения полноценной дискуссии:
а) приемы введения в дискуссию: стимулирующие вопросы типа «как?», «почему?» и т.п.; изложение проблемы; включение ролевой игры или ее фрагмента; предъявление предметов, объектов и т.п.; показ фильма; прослушивание записи; организация выступления экспертов; использование текущих новостей и т.п.;
б) приемы регулирования хода дискуссии: информативные, разъясняющие высказывания на обсуждаемую тему; краткий пересказ - пояснение слов участника дискуссии; побуждение участников к углублению мысли; выдерживание паузы; фокусирование внимания участников на обсуждаемой проблеме; внимание к каждому выступлению, изменение хода рассуждений участника дискуссии; тактичные реплики, проясняющие высказывания и т.п.
в) приемы подведения итогов обсуждения: обзор полученной информации; резюмирование сказанного по обсуждаемой проблеме; обобщение вопросов; формулировка выводов; анализ хода обсуждения проблемы, организация рефлексии и т.п;каждый имеет право высказать все, что приходит в голову, продолжив находящиеся на карточках недописанные фразы самого общего характера, например, такие:
1. «Я не задумывался над вопросом ранее, но могу сказать, что…».
2. «Меня в этом вопросе больше всего смущает…»
3. «В соответствии со своим педагогическим опытом я считаю…»
4. «Если попытаться порассуждать , то…»
5. «Я думаю, что часть присутствующих со мной согласиться, что…»
Успех дискуссии обеспечен при реализации следующих условий:
* наличие достаточной зрелости и самостоятельности для обсуждения проблем;
* развитие умения аргументировать свою позицию, точку зрения;
* поиск различных способов передачи информации;
* присутствие контакта между участниками дискуссии;
* выступление каждого участника как равного;
* сопоставление различных интерпретаций сложных явлений;
* создание благоприятного психологического микроклимата ;
* сочетание упорядоченности хода обсуждения с отсутствием регламентации;
* поддержка свободного обмена мнениями и т.п.
К личностно ориентированным технологиям образовательной системы принадлежит игра, потенциал которой заключается в том, что это, по меткому замечанию С.Т. Шацкого, «жизненная лаборатория». Игра - уникальная система общения, в которой решаются разнообразные проблемы: социальные, коммуникативные, процессуально- креативные, аксиологические, отношенческие, синергетические и т.п. на основе неповторимой человеческой активности при наличии прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность (Ш.А. Амонашвили, Н.П. Аникеева, В.В. Петрусинский, В.А. Сухомлинский, С.А. Шмаков и др.). Игровая технология имеет принципиальное значение в развитии личности и ее аксиосферы, поскольку она всегда выступает одновременно как бы в двух измерениях: в настоящем и будущем (О.С. Газман). Здесь и теперь она дарит радость, служит удовлетворению актуальных потребностей человека, а заложенные в ней традиции и нормы, повторяющиеся действия закладывают фундамент личности.
.
Игра стимулирует развитие личности прежде всего потому, что гарантирует всем участникам возможность свободно и естественно “задействовать” свои способности и благодаря этому вступать в прекрасный и одухотворенный мир творчества. Поскольку любое творческое самопроявление человека по своей природе является интерактивным актом, то в игре и через игру приобретается опыт взаимоотношений людей и формируется способность к продуктивному общению. Из сказанного следует, что игра как педагогический феномен культуры полифункциональна. По мнению крупнейшего специалиста в данной области С.А. Шмакова, игра комплексно реализует следующие функции: социокультурную; аксиологическую; межнациональной коммуникации; самореализации ребенка; коммуникативную; диагностическую; игротерапевтическую; корректирующую и развлекательную.
Для эффективного включения этого потенциала в образовательный процесс необходимо, во-первых, самое серьезное отношение к играм со стороны прежде всего педагогов, во-вторых, продуманное насыщение образовательной системы разнообразными и полезными играми, к которым относятся:
1. Интеллектуально-творческие (сюжетно-интеллектуальные, дидактические, трудовые, технические, компьютерные, соревнования, конкурсы, эстафеты и др.).
2.Социальные (творческие, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, деловые, организационно- деятельностные, имитационные и др.)
3. Психологические игры и тренинги (экспромтные, лечебные, анкеты, вопросники, тесты и др.).
4. Физические игры (двигательные, спортивные, на воздухе и др.)
3.Комплексные (коллективно-творческие, игры досуговой сферы).
В досуговой практике в последние десятилетия сложились и утвердились такие игровые модели, как КВН, “Что? Где? Когда?”, викторины, конкурсы, путешествия и т.д., имеющие сюжетное пространство и ярко выраженную форму, а также специфичную символику предметного, изобразительного, музыкального и т.д. характера.
В процессе реализации игровой технологии необходимо опираться на следующие принципы: добровольность участия, развитие игровой динамики, поддержание благоприятной психологической атмосферы, взаимосвязь игровой и неигровой деятельности и др.
Игровая технология может выстраиваться по следующему алгоритму:
* выбор игры;
* предложение варианта игры потенциальным участникам;
* подготовка игрового оборудования и оснащения;
* распределение ролей, создание групп;
* рассмотрение условий проведения игры, правил и инструкций;
* развитие игровой ситуации;
* отслеживание хода игры, внесение необходимых корректив;
* завершение игровой деятельности;
* подведение итогов, анализ результативности игры, определение «вклада» игры в решение поставленных образовательных проблем.
К игровым технологиям, наиболее эффективно развивающим ценностную сферу личности, относятся такие, как ситуационные, ролевые, деловые, имитационные, интерактивные и т.д.
Таким образом, анализируя возможности игровой технологии, следует отметить ее потенциал для полноценного развития личности
В нравственных чувствах человек проявляет свое отношение к окружающему миру, к другим ,к самому себе. Они же являются сложным пусковым механизмом, позволяющим человеку как избирательно получать и усваивать информацию морального свойства, так и определять полезность поведения в социальной среде. Чувства активизируют подготовку к деятельности, настойчивость в выполнении ее, особенно ярко проявляющуюся в борьбе с пороками.
С другой стороны, чувства помогают закрепить моральные идеи, убеждения, служат толчком для их реализации »
Технология , которая успешно позволяет решать эти задачи, психологически настраивает ребят на обсуждение важных вопросов, помогает создать в классе особую доверительную атмосферу, воздействует на сферу нравственных чувств и эмоций учащихся – это игра.
1.Игры ,приглашающие к рассмотрению и размышлению над жизненными ценностями.
К размышлению о жизненных ценностях и целях подталкивает психологическая игра «Мой фамильный герб» Рано или поздно в жизни люди задаются серьезными вопросами « Для чего я живу? Контролирую ли я направление моей жизни
2 Игры- иллюстрации, помогающие «прочувствовать» ту или иную ситуацию, образ, понятие, а значит лучше разобраться в них.