Проанализируйте и прокомментируйте приведенные выше определения
♦ ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ
□ «В общении осуществляются рациональное,
эмоциональное и волевое взаимовлияние и взаимо
действие индивидов, выявляется и формируется об
щность настроений, мыслей, взглядов, достигается
взаимопонимание, осуществляется передача и усво-
I ение манер, привычек, стиля поведения, создаются
сплоченность и солидарность, характеризующие групповую и коллективную деятельность. Общение играет немалую роль в формировании и передаче образа жизни»13.
ъ |
□ Общение выступает в качестве одного из важ
нейших условий выявления и раскрытия лучших
сторон личности, формирования ее сознания и са
мосознания, стимулятором ее развития: общаясь с
другими людьми, анализируя отношение других лю
дей к себе, рефлектируя, человек обнаруживает по
требность в самосовершенствовании и реализует эту потребность
в процессе самовоспитания.
11 Гимезо MB., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-ме
тодические материалы к курсу «Обшая психология»: Учеб. пособие. М., 1986.
С. 105.
12 Соковнин В.М. Социализация, общение, педагогика // Вопросы педагогики
и психологии общения. Научные труды. Вып. 1. Фрунзе, 1975. С. 5 (цит. по: Ка
ган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988. С. 283).
13 Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. С. 111.
5 0о,ш„, ,1с.|;„о,пка 129
□ Проявляющийся в общении социально-г |
,СИХ(к |
логический механизм «заражения» и подражания сп""
собствует формированию у человека идеального обп°'
за, воплощающего в себе те качества и свойства к
торые хотелось бы приобрести, — а это уже мощт •-
стимул к саморазвитию! _ и
□ Общение — это форма сотворчества, в процессе которого человек познает и преобразует окружающий его мир.
□ Общение — это источник и канал информации: при этом в процессе общения (коммуникации) человек приобретает и передает не только факты представления, идеи, но и ценностное отношение' интересы, настроения, чувства.
□ Общение создает условия для воспитания человека: педагоги справедливо утверждают, что искусство воспитания это прежде всего — искусство общения.
♦ виды общей'
Целение общения на виды возможно по нескольким основам?
Q ПО СОСТАВУ УЧАСТНИКОВ:j-^
^личностное — деловое и личное общение ^^^^й
*£я*ме ЧЕЛОВЕКо ЧЕЛОВЕК; ЩЖЩ
о характерувзаимоотношений: ^^Ш ji
яузкебное, служебно-товарищеское, дружеское; щ? *^
личностно-групповое — деловое, как правя*' общение в системе ЧЕЛОВЕК«. ГРУППА;
по характеру взаимоотношений: служебное служебно-товарищеское; чаще всего обще»1'1 руководителя с коллективом, группой;
fifcJ |
межгрупповое — деловое общение в системе ГРУППА «■ ГРУППА;
контактдвух или нескольких общностей.
т |
□ В общении осуществляется стремление личности к реализации своей социальной роли, своих организаторских и партнерских качеств.
М„ 4\т.СК25о" МС МИР °бщения: Проблема межсубъектных отношений.
Q ПО СТЕПЕНИ ОПОСРЕДОВАННОСТИ:
непосредственное — общение «лицом к лицу», у . <v'\
общение, когда каждый участник вступает в ,**
контакт сдругим (другими), используя все i
средстваобщения, и когда существует воз- _
можностьполучения немедленной обратной связи;
опосредованное — общение, осуществ.» мое с участием либо третьих лиц, либо' помощью почтовой связи, технически средств, вещей, воспоминаний и т.п.
Q А ТАКЖЕ: ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ- (краткое}». н°е и длительное) и ПО ЗАВЕРШЕННОСТИ- (законнее ^законченное или прерванное).
♦ СТРУКТУРАОБЩЕН!
TJ
Психологии общение чаще всего рассматривается как про' с> тристороны которого (коммуникативная, интерактшнш' РЧептивная)соответственно обеспечивают:
К В в в |
□ КОММУНИКАТИВНАЯ - обмен информацией между субъектами общения;
□ ИНТЕРАКТИВНАЯ - построение общей стратегии взаимодействия, обмен не только фактами, отношениями, но и действиями.
□ ПЕРЦЕПТИВНАЯ - восприятие, изучение, понимание, оценка партнерами по общению друг друга.
♦ ОБЩЕНИЕ КАК ИСТОЧНИК
И КАНАЛ ИНФОРМАЦИИ:
КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ5
15 См.: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъектности: Учеб. пособие для вузов. М., 1995. С. 142.