Задания для контрольной работы по дисциплине

«Социальная педагогика»

Уважаемые студенты! Контрольные работы необходимо выполнить в виде реферата, по заданному плану и подготовить презентацию. На сессию необходимо принести реферат на бумажном носителе. Защита реферата состоится во время сессии на основе презентации.

Объем контрольной работы должен составлять 15-20 печатных листов А4 (верхнее и нижнее поля – 2,5 см., левое поле – 3 см., правое поле – 2 см., кегль 14, интервала 1,5). При использовании в тексте выдержек из источников необходимо делать сноски, указывая Ф.И.О. автора, точное наименование источника, место и год издания, страницу.

При подготовке презентаций на слайдах необходимо поместить фотографии ученых, схемы с комментариями (10-12слайдов)

1.Десоциализация как проблемный способ социализации, следствие социального кризиса, нарушение социальных отношений. Ребенок и маргинальные общности, тоталитарные секты, криминальные объединения. Формы социальной патологии. Детские безнадзорность, беспризорность, бродяжничество, токсикомания, наркомания, преступность как явления социальной патологии детства. Место социального воспитания и социальной поддержки в осмыслении и преодолении социальных патологий.

2.Соседство и микросоциум. Характеристики микросоциума: пространственная, архитектурно-планировочная, культурно-рекреационная, демографическая, социально-психологическая. Особенности тенденции развития соседства и микросоциума в сельских и городских поселениях.

3.Группы сверстников и субкультура. Характеристика группы сверстников; возрастные особенности; типология групп; социализирующие функции и механизмы. Субкультуры: возрастные, профессиональные, социально-культурные, делинквентные. Признаки субкультуры: ценностные ориентации, нормы поведения, предпочитаемые источники информации, вкусы и способы времяпрепровождения, жаргон. Социализирующие функции и механизмы.

4.Институты воспитания, их номенклатура и типологические особенности. Рост количества и многообразия институтов воспитания, изменение их роли и соотношения между собой в процессе социализации. Социализирующие функции и механизмы. Общественные, государственные и частные организации, их номенклатура и типологические особенности. Социализирующие функции и механизмы. Религиозные организации: тенденции развития и изменения места и роли в жизни общества. Социализирующие функции и механизмы.

5.Средства массовой коммуникации: тенденции развития, изменения в потреблении продукции печатной и электронной прессы, перспективы развития; роль в жизни людей в зависимости от возраста.

6.Тип поселения (село, город, поселок): демографические, социально-профессиональные и социально- психологические особенности и различия; социальная мобильность, возможности выбора в поселениях различного типа; специфика семьи, общения и взаимоотношений в различных возрастных группах и между ними; различия в условиях социализации в селе, малом, среднем и крупном городе, в поселке.

7.Региональные условия- географические, природно-климатические, экономические, демографические, культурные различия и их влияние на социализацию населения, отдельных возрастных групп и конкретных людей. Взаимодействие мезофакторов и микрофакторов социализации.

8.Страна как природно-географический фактор социализации, определяющий «рамки» социализации населения и отдельных поло-возрастных и социальных групп населения.

9.Этнокультурные условия социализации. Понятия: этнос и национальный характер. Этнические особенности духовного склада (менталитет) и их влияние на человека. Этнические и межэтнические стереотипы, нормы поведения и межпоколенных отношений. Имплицитные концепции личности и воспитания.

10.Общество как политико-социологическое явление. Поло-возрастная структура общества и проблема межпоколенных отношений. Экономическое развитие и условия социализации. Социальная и политические структуры: тенденции их развития и тенденции изменения влияния на членов общества. Процессы в современном обществе, определяющие изменения в социализации.

11.Государство как политико-юридическое явление. Государство и создание социально-экономических и политических условий социализации. Относительно целенаправленная политика государства по социализации граждан.Взаимодействие макрофакторов социализации между собой, их влияние на мезо- и микрофакторы.

12.Космос и его влияние на жизнь землян.Планета, мир как мегафакторы социализации. Планетарные и мировые процессы, их влияние на среду обитания и жизнь человека.Глобальные проблемы, их влияние на социализацию.

13.Социальное воспитание как продукт исторического развития иотносительно целенаправленной деятельности общества и государства. Функции социального воспитания: способствовать преемственности и обновлению культуры, устойчивому развитию человека и общества; адаптация человека к меняющейся социокультурной ситуации на различных этапах развития общества и индивидуального жизненного пути; помощь социально незащищенным категориям людей.

14.Социальное воспитание как совокупность образования (обучения и просвещения), организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему.Социальное воспитание и его задачи в стабильном и нестабильном обществах.

15.Целенаправленное развитие человека в институтах воспитания как объект социального воспитания: решение возрастных задач как процесс развития; возможности институтов воспитания для планомерного создания условий решения естественно- культурных, социально- культурных и социально-психологических задач.

16.Личность как индивидуальный субъект социального воспитания: потребности, отношение к миру и с миром; к себе и с собой; креативность.Коллектив как групповой субъект социального воспитания; формализованная и неформализованная система отношений; жизнедеятельность коллектива как процесс проигрывания социальной роли его членами, база накопления ими социального опыта, арена самореализации и самоутверждения.

17.Институты воспитания и органы управления социальным воспитанием как социальные субъекты воспитания. Их функции, субординационные и координационные связи.Методика личностного подхода и индивидуальной помощи человеку в институтах воспитания

18.Структура взаимодействия субъектов социального воспитания: цели, нормы и ценности, средства, ситуация.Взаимодействие индивидуальных субъектов социального воспитания: функционально-ролевое и эмоционально-межличностное (по целям); средствам (вербальные, предметные, кинестетические, тактильные); парные, групповые, межгрупповые, массовые формы организации; стратегии (кооперативное и конкурентное); продукт (принятые и выработанные нормы и ценности); результат- развитие личности.

19.Система социального воспитания, иерархия ее уровней; автономия уровней и субординационные связи между ними. Элементы системы социального воспитания: государственные, общественные, общественно-государственные институты воспитания; институты государства и общества, для которых воспитание является дополнительной к основной функции (предприятия, учреждения и пр.), их автономность, характер связей между ними..Современное состояние системы социального воспитания в нашей стране: реальные возможности и ближайшие перспективы ее развития.

20.Принцип природосообразности: появление идеи, формулирование принципа, современная трактовка.Принцип культуросообразности: появление идеи, формулирование принципа, современная трактовка, специфика содержания и реализации в современной России. Принцип центрации социального воспитания на развитии личности: появление идеи, три подхода к его трактовке в новое время, современная трактовка.Принцип дополнительности в социальном воспитании: сущность принципа, педагогическая интерпретация общеметодологического принципа.

21.Понятие о ценностях. Взаимосвязь ценностей социального воспитания с социально- политической системой и идеологией общества.

Базовые ценности социального воспитания в демократическом обществе: вера в ценность, достоинство и творческую потенцию каждого человека; право человека иметь собственное мнение и убеждения и воплощать их в жизнь в той степени, в какой это не ущемляет прав других людей; культивирование гибкости и толерантности во взаимодействии с окружающими; формирование ответственности за себя, ближних, общество и мир и др.

22. Семья и домашний очаг. Современные тенденции развития семьи и изменения ее функций. Особенности взаимодействия в семье. Основные функции и механизмы семейной социализации.Семья как самый сложный и деликатный участок социальной работы. Зависимость конкретного содержания социальной работы от потребностей данной семьи. Дифференциация потребностей: осознаваемые и неосознаваемые, материальные и духовные, связанные с отношениями между поколениями. Многодетные семьи; одинокие как семья. Трудные семьи. Психолого-педагогическое консультирование. Привлечение специалистов по социальной защите – врачей, юристов и др. Взаимодействие со школой. Влияние на родителей через детей, обратное влияние.

23.Методы работы с семьей: составление «карты семей», создание семейных (родительских) клубов и проведение соревнований, организация общих праздников, взаимопомощь. Индивидуальная работа с семьей.

24.Семья как социальный институт и субъект воспитания в обществе. Современные тенденции в развитии института семьи. Социальная обусловленность, важнейшие характеристики нынешнего кризиса семьи. Последствия социально-демографической ситуации, снижения рождаемости, проблемы их преодоления.

25.Семья как особый феномен общества. Основные функции семьи в жизнедеятельности человека. Своеобразие реализации воспитательной функции семьи на различных этапах развития общества. Отечественные традиции семейного воспитания.Основные механизмы воспитания детей в семье. Специфика семейного воспитания в условиях различных этнических культур.Приоритет семьи в формировании личности ребенка в современных условиях. Семья как основная микросреда обитания и развития детей и подростков. Роль совместной деятельности, духовного общения взрослых и детей, домашнего труда и семейного досуга в воспитании нового поколения.

26.Трудности семейного воспитания в современных условиях: последствия тоталитарного сознания родителей; проблемы авторитета родителей, семейные конфликты, их разрешения; сложности отношений родителей и детей; проявления жестокого обращения с детьми; проблемы социально- правовой защиты детей. Основные условия преодоления недостатков воспитания детей в современной семье.Проблемы подготовки молодежи к семейной жизни, повышения психолого-педагогической культуры родителей.

27.Создание и деятельность социальных служб семьи. Современная семья в педагогическом социуме. Проблемы взаимодействия семьи с различными государственными и социальными институтами (дошкольные, образовательно-воспитательные, культурно- просветительные учреждения, детские, подростковые, юношеские объединения, правоохранительные органы и т. п.).Проблемы активизации социальной политики по отношению к семье, материнству, детству на современном этапе общественного переустройства.

Основная литература:

1. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов/ А. В. Мудрик.- 4-е изд., доп.- М.: Изд. центр "Академия", 2007.- 224с.

2. Скоробогатова А.И. Социальная педагогика: Учебно-практическое пособие. – Казань: Познание, 2010.

Дополнительная литература:

1. Альжев Д.В. Социальная педагогика: конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008. - 128

2. Василькова Ю.В., Василькова Т.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2008. – 448

3. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М.: РПА, 1995.

4. Зеньковский В.В. Педагогика. Париж-Москва, 1996.

5. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние.- СПб.: Изд-во "Питер", 2000.

6. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.

7. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. – М., 1994.

8. Корчак Я. Как любить детей. – М.: Педагогика, 1996.

9. Куган Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска. – Курган-Челябинск, 1995.

10. Куприянов Б.В. Социальное воспитание учащихся в клубах ролевых игр. Учебное пособие - Кострома: КГУ, 2004.

11. Липский И.А. Социальная педагогика: методологический анализ. - М.: ТЦ "Сфера", 2004. – 320.

12. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. – М., 1996.

13. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. – М., 1995.

14. Личность и факторы ее социализации: семья, коллектив, образование, культура. – Н.Новгород, 1995

15. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. – М.: Academia, 2008. – 208.

16. Макаренко А.С. Сочинения. – Т. 1-7. – М., 1957-1958.

17. Марадахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2008. - 269.

18. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». – М., 1997.

19. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1996.

20. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб., 1999.

21. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие. – М., 1997.

22. Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой – М.: Владос, 2000. – 416с.

23. Стенсмо К. Социальная педагогика (главы из книг) /Перевод со шведского Н.Ю. Берестенниковой. – Барнаул, 1995.

24. Хузиахметов А.Н. Социализация и индивидуализация личности школьника: Учеб. пособ.- К.: Полиграф.- изд. комбинат, 1998.

25. Штинова Г.Н., Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика. – М.: Владос, 2008. – 447

26. Яковлев К.Г. Социализация сельских школьников.- Казань: Изд-во "Матбугат йорты", 1999.

Периодическая литература:

Журналы:

1. Вопросы образования.

2. Вопросы психологии.

3. Воспитание школьников.

4. Дошкольное воспитание

5. Завуч начальной школы.

6. Классный руководитель.

7. Культурно-историческая психология.

8. Образование и саморазвитие.

9. Образовательные технологии.

10. Развитие личности.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. www.edu.ru – Российский федеральный портал.

2. www.vspu.ru – задания на педагогическую практику, предлагаемые студентам Волгоградского государственного педагогического университета.

3. www.catalog.alledu.ru – каталоги ресурсов по образованию на каталоге «все образование в интернет».

4. rs240.kubsu.ru – Электронный сборник упражнений по педагогике. Кубанский государственный университет, г. Краснодар.

5. www.yspu.yar.ru – Журнал «Педагогический Вестник».(ЯГПУ им. К.Д. Ушинского).

6. http://www.social-pedagog.edu.mhost.ru/Docum/Public/SP-3.html – Парадигмы развития социальной педагогики

Фамилия Имя Отчество № темы
1. Адылева Лилия Ильфатовна
2. Бикмуллина Лейсан Ильясовна
3. Борисова Валерия Сергеевна
4. Бочкарева Дарья Владимировна
5. Валиева Лейсан Финусовна
6. Васильева Елена Геннадьевна
7. Жаравина Оксана Владимировна
8. Зайцева Алсу Гильфановна
9. Захарова Алена Олеговна
10. Ибрагимова Рамиля Габдулхаковна
11. Ильясова Алина Альбертовна
12. Камалетдинова Гузель Махмудовна
13. Кравчевская Екатерина Александровна
14. Низамова Лейсан Рафисовна
15. Салимова Оксана Фаритовна
16. Сахабеева Рамзия Юсуповна
17. Спиридонова Надежда Владимировна
18. Федорова Миляуша Ришатовна
19. Хорошева Нурия Ильнуровна
20. Чернова Татьяна Владимировна
21. Шафикова Зульфия Галимзяновна
22. Шашкова Надежда Аркадьевна
23. Шигапова Алсу Исмагиловна
24. Гилязова Надежда

Наши рекомендации