Концептуальные положения. €

• Ученик - субъект, а не объект процесса обучения.

• Обучение приоритетно по отношению к развитию.

• Обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью - СУМ.

• Ведущая роль теоретических, методологических знаний.

XII. Педагогические технологии авторских школ

Термины «инновационная школа» и «авторская школа» употребляются с конца 80-х годов, но, по существу, все новые для своего времени, оригинальные и экспе­риментальные учебно-воспитательные учреждения в истории педагогики являли собой именно «aвmopcкue школы» (воспитательные заведения И.Г.Песталоцци, С.Френе, Я. Корчака, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, Школы М.Монтессори, Р.Штейнера, Л.Н.Толстого, В.Н.Сороки-Росинского, В.А.Сухомлинского, Ф.Ф.Брюховецкого, Т.Е.Конниковой и др.).

Особую роль авторские школы играют на современном этапе революционно­го преобразования общественного устройства: они ищут и указывают пути и способы развития образования, открывают новые цели, разрабатывают содер­жание обучения, изобретают и апробируют новые педагогические технологии и системы.

Авторской (инновационной) школой называется учебно-воспитательное за­ведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (или вообще, или для данных условий).

Авторская школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, духовно-религиозной, спортивной, научной деятель­ности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых. Современные авторские (инновационные) школы чаще всего возникают на базе обыч­ных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологи­ческой основе одну или несколько каких-либо своих функций. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) авторских школ.

• Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез отно­сительно перестройки педагогического процесса.

• Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от тра­диционных.

• Концептуальность учебно-воспитательного процесса: сознание и использо­вание в авторской модели философских, психологических, социально-педагоги­ческих или др.научных оснований.

• Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.

• Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.

• Наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффек­тивность авторской школы.

Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде)

Ямбург Евгений Александрович - заслуженный учитель РФ, директор многопрофильного комплекса № 109 г. Москвы.

Бройде Борис Александрович - заслуженный учитель РФ, директор учебно-воспитательного комплекса вариативного образования на базе с.ш. № 26 г. Ярославля.

Адаптивная школа (школа адаптирующей педагогики) - это школа, где должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей.

Прообразом такой школы служит Маннгеймская система, получившая свое название от имени города Маннгейм, где она впервые была применена. Она характеризуется тем, что при сохранении классно-урочной системы организации обучения учащиеся, в зависимости от их способностей, уровня интеллектуального развития и степени подготовки, распределялись по классам на слабых, средних н сильных.

Классификационная характеристика

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая.

По основному фактору развития: социогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

По ориентации на личностные структуры: разноориентированная, в соответствии, с дифференциацией.

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, общеобразовательная, политехнология.

По типу управления: современное традиционное +дифференцированное.

По организационным формам: классно-урочная, академическая + клубное, индивидуальная + групповая, дифференцированное обучение.

По подходу к ребенку: личностно ориентированная.

По преобладающему методу:объяснительно-иллюстративная.

По направлению модернизации: целостная технология авторской школы.

По категории обучающихся: все категории.

Акценты целей

• Формирование положительной Я-концепции учащихся.

• Создание системы адаптирующей педагогики.

• Создание системы разноуровневого дифференцированного обучения.

• Дифференцированные цели:

- траектория продвинутого (гимназическо-лицейского) образования: форми­рование высокого образовательно-воспитательного фона гимназических и лицейс­ких классов; выявление наиболее способных и одаренных детей и создание усло­вий для их развития; качественная подготовка выпускников к обучению в вузах, к самообразованию и творческому труду;

- траектория базового стандарта: определение и оптимизация содержания базового, регионального и школьного компонентов образования на траектории;

- траектория компенсирующего обучения: организация различных видов компенсирующего общения; осуществление личностно ориентированного подхода, индивидуализация обучения, переход от дифференцированного к индивидуализированному обучению; психолого-педагогическая помощь детям, подверженным психогенной школьной дезадаптации; удержание каждого трудного ребенка в сфе­ре воспитательного влияния школы.

Концептуальная основа

Основная гипотеза. Массовая микрорайонная школа должна иметь техно­логию, способную приспосабливаться, адаптироваться к каждому ребенку. С по­мощью такой технологии все дети будут усваивать учебный материал (стандарт).

Наши рекомендации