Iii. ход диалога-спора
I. Подготовительный этап
Участники спора-диалога представляют две расходящиеся точки зрения на сущность процессов в социокультурной и экономической жизни страны 90-ых годов XX века, отразившихся на ценностных ориентациях, нормах и поведении детей и учащейся молодежи. Условно назовем их «позитивисты» и «негативисты».
Задача «позитивистов»- выявить новые положительные тенденции в воспитании детей и учащейся молодежи, которые необходимо закрепить и поддержать (см. «Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь», разд. «Введение»).
Задача «негативистов»- обозначить негативные тенденции в процессе воспитания детей и учащейся молодежи (см. «Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь», разд. «Введение»).
Правила ведения спора-диалогапредусматривают высокую дискуссионную культуру участников, которая проявляется в формах выражения согласия, несогласия.
Формами выражения оценочных суждениймогут выступать: комплимент, «Я-сообщение» («Мне всегда было интересно, скучно; меня всегда удивляет, восхищает, поражает»... и т.д.); вопросы, заданные друг другу («Скажи, как это у тебя всегда получается?»; «Где это тебе удалось отыскать?» и др.); свободный обмен впечатлениями; «размышления вслух».
Согласие:
1. Как справедливо указывает ...
2. Я согласен(а) с мнением ..., в том, что...
3. Я поддерживаю точку зрения ... на...
4. Я разделяю взгляды ... в том, что...
5. Нельзя не согласиться с ... в том, что...
6. Вслед за ... я считаю, что...
7. Точка зрения ... мне представляется наиболее интересной (адекватной -чему?)
8. Я придерживаюсь такой же точки зрения на этот вопрос, как и ...
. Несогласие:
1. Я не могу согласиться с ... в том, что...
2. Я не разделяю точку зрения ... на...
3. Я не поддерживаю взгляды ... на...
4. Невозможно согласиться с ... и по таким вопросам, как...
5. В отличие от оппонентов, я считаю, что...
6. Точка зрения оппонентов, на мой взгляд, не соответствует (чему?)
П. Проблемное поле диалога-спора
- Состояние воспитательной работы с учащимися и молодежью в Республике Беларусь в настоящее время.
- Семья и ее роль, проблема в сфере воспитания детей.
- Школа, СПТУ, лицеи, гимназии, колледжи и проблемы воспитания учащихся.
- Детские молодежные организации и объединения и их роль в формировании гражданской позиции детей и молодежи.
- Смена парадигм воспитания: ее сущность и отличия от прежней воспитательной парадигмы.
- Цели воспитания.
- Принципы воспитания.
- Закономерности воспитания.
- Задачи воспитания.
- Содержание воспитания.
- Нравственно-эстетическая культура.
- Национальная культура.
- Гражданская культура.
- Психологическая культура.
- Культура труда.
- Тендерная культура.
- Культура здорового образа жизни.
- Экологическая культура.
- Составляющие гуманистической технологии воспитательного процесса:
- позитивное восприятие учащегося, студента;
- опора на опыт воспитанника;
- индивидуальный подход;
- психолого-педагогическая поддержка;
- игра и игровая деятельность;
- воспитывающие ситуации.
III. Ход диалога-спора
Ведущий предлагает всем участникам спора-диалога обратить внимание на основные понятия, которыми будут оперировать выступающие, чтобы обеспечить понимание предмета спора.
Словарь концепции воспитания:
Тендерная культура - уровень сознания и поведения личности,
личности проявляющийся в понимании предназначения
мужчины и женщины, их статуса, функций, взаимоотношений в обществе и семье.
Здоровый образ жизни - способность относиться к своему здоровью и
личности здоровью окружающих как к ценности, владение
умениями и навыками сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения.
Экологическая - владение системой знаний о природных
культура личности процессах и явлениях, обусловливающее
соблюдение норм экологически безопасного поведения, природопользования и охраны окружающей среды.
Позитивное - характер взаимодействия педагога и учащегося,
восприятие учащегося, при котором учащийся воспринимается таким,
студента каков он есть, а педагог помогает стать ему таким,
каким человек может быть по своим
потенциальным задаткам.
Воспитание без - процесс взаимодействия субъектов
принуждения воспитательного процесса, при котором его
участники готовы к уступкам и милосердию, умеют стать на позицию оппонента, не отождествляют проблему и личность, не требуют полного совершенства от других и не считают таковыми себя.
Ведущий просит участников дискуссии-диалога охарактеризовать социокультурную ситуацию в Республике Беларусь в конце XX - начале XXI века.
1 шаг | ![]() | «Позитивисты» характеризуют социально-культурную ситуацию в сфере воспитания, выявляя в ней позитивные факты, тенденции. Задача «негативистов» состоит в выявлении негативных тенденций в системе воспитания. |
Ведущий диалога-спора констатирует кризисное состояние сложившейся системы воспитания и необходимость ее реформирования. Для реформирования необходима концепция, то есть теоретически обоснованная система воспитательной работы с детьми и учащейся молодежью.
В чем сущность методологических и теоретических основ воспитания в предлагаемых концепцях?
2-ой шаг | ![]() | «Негативисты» анализируют состояние воспитательной работы на современном этапе, выделяя в нем «западающие» звенья (см. 1 разд. «Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь»). «Позитивисты» анализируют этот раздел концепции, выделяя в нем позитивные изменения (см. 1 разд. «Концепции»). |
Ведущий диалога-спора отмечает, что выход из кризисного состояния системы воспитания состоит в поиске таких методологических и теоретических ориентиров, которые будут интегрировать усилия всех субъектов культурно-образовательного пространства (учреждений образования, семьи, структур бизнеса, производства, конфессий, государственных, общественных организаций и объединений).
3-ий шаг | ![]() | «Позитивисты» анализируют новую воспитательную парадигму, выделяя в ней достоинства (см. раздел 2.2 «Смена парадигм воспитания»). «Негативисты» (в том же разделе 2.2 «Смена парадигм воспитания») определяют «слабости» новой педагогической парадигмы. |
Ведущий диалога-спора обращает внимание участников на закономерности и принципы воспитания, просит оценить их с позиций личности, общества и государства.
4-ый шаг | ![]() | «Негативисты» - выявляют «слабые» места таких принципов, как принцип природосообразности, культуросообразности, ненасилия, толерантности, открытости воспитательных систем, вариативности деятельности (см. раздел 2.2 «Концепции»). «Позитивисты» - анализируя раздел 2.2 «Концепции» выделяют в заявленных закономерностях и принципах достоинства, которые могут обеспечить эффективное развитие и саморазвитие каждого учащегося и молодого человека. |
Ведущий диалога-спора просит дать свою оценку задачам воспитания.
5-ый шаг | ![]() | «Позитивисты» анализируют раздел 2.3 и «высвечивают» ее сильные позиции, задают аудитории вопросы. «Негативисты» - в разделе 2.3 выявляют недостатки, ставят перед аудиторией вопросы. |
Ведущий диалога-спора организует участников на анализ содержания воспитания, раскрытие его гуманистической сущности (разделы 3; 3.1; 3.2; 3.3; 3.4; 3.5; 3.6; 3.7; 3.8; 3.9; 3.10).
6-ой шаг | ![]() | «Позитивисты» и «негативисты» анализируют, оценивают, высказывают свои оценочные суждения с позиций, принятых в начале диалога-спора. Если эти позиции изменились, заявляют об этом. |
Ведущий просит участников диалога-спора высказать свое отношение к технологиям воспитательного процесса, охарактеризовать их (см. раздел 4 «Концепции»). Фиксирует внимание аудитории на сущности понятий «технология», «метод».
7-ой шаг | ![]() | «Негативисты» и «позитивисты» дают свою оценку, основанную на выстроенной системе доказательств, технологиям воспитательного процесса (раздел 4 «Концепции»). |
Ведущий предлагает высказать собственное отношение к «Концепции» в целом, оценить ее прогностическую мощь и преобразовательные возможности.
IV. Рефлексия занятия
Участники дискуссии обсуждают следующие вопросы:
- Решены ли задачи, поставленные перед участниками дискуссии?
- Какие вопросы были обсуждены наиболее полно? Благодаря кому и чему это было достигнуто?
- Что не получилось так, как бы этого хотелось? Почему?
- Все ли принимали участие в диалоге-споре?
- Кому могут быть присуждены номинации:
«Самое исчерпывающее сообщение»,
«Субъект дискуссионной культуры?».
V. Литература к занятию
1. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.
2. Детские и юношеские организации и движения в Республике Беларусь.
3. Закон аб правах дзіцяці ў Рэспубліцы Беларусь.
[1] Диалог-спор - это технология обучения, в которой каждый участник учебного процесса сталкиваются с иной, отличной от своей точкой зрения. Эта ситуация требует поиска особенно убедительных аргументов в подкрепление своей позиции. Такой подход к осмыслению объекта познания помогает разносторонне осмыслить его, а необходимость понять иную точку зрения требует либо обогащения, либо пересмотра своей позиции.