Предъявляемые к профессии
«ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА»
1.Хорошая оперативная и механическая память
Память – это познавательный психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении, воспроизведении или воспоминании того, что было в прошлом опыте. Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Она поддается тренировке и изменяется с возрастом.
Поскольку процессы памяти тесно связаны с направленностью личности, то механизм запоминания и воспроизведения будет носить скорее индивидуальный характер.
Условия тренировки процессов памяти в рамках учебных занятий:
А) наличие механизма перехода информации из кратковременной памяти в оперативную память, в основе которого лежит запоминание путём повторения (знакомство и разучивание техники гимнастических, легкоатлетических и других упражнений);
Б) повышение концентрации внимания на закономерностях выполнения того или иного движения (выполнение функций судьи, особенно в волейболе, баскетболе, футболе, бадминтоне, настольном теннисе);
В) осмысление технических или тактических действий и как следствие – осознание последовательности запоминания и их воспроизведения;
Г) расширение объема моторных локомоций за счет сложнокоординированных и игровых видов спорта;
Д) перевод из непроизвольных психических реакций, в сочетании в двигательными реакциями, в произвольные (волевая регуляция) – как в случае правильного, так и ошибочного выполнения упражнения. Например, уточнить технику подачи мяча в волейболе и зафиксировать модель её выполнения по динамическим и пространственным характеристикам;
Е) использование как можно большего числа видов памяти в ходе занятий (помимо двигательной памяти) в подвижных, спортивных играх, идеомоторных и дыхательных упражнениях.
2.Способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале, высокий уровень распределения и переключения внимания
3.Точность восприятия
Внимание-этосостояние психологической концентрации, сосредоточенности сознания на каком-либо объекте. Сложность феномена внимания вызвана тем, что оно не обнаруживается в «чистом виде», функционально оно всегда «внимание к чему-либо». Поэтому внимание следует рассматривать как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательных процессов. Внимание и обусловливает избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, обеспечивая тем самым точность восприятия.
Концентрация внимания развивается путем воспитания и самовоспитания установки на внимание.
Переключение внимания формируется в процессе физического воспитания несколькими путями. Это упражнения на переключение внимания с объекта на объект при условии предварительного усвоения техники и схем переключения; упражнения с выделением наиболее важных объектов из второстепенных объектов; тренировки в быстроте переключения с объекта на объект.
Распределение и объем внимания формируются как определенный навык одновременного выполнения нескольких действий, близких по своей психофизиологической структуре профессиональным действиям, выполняемым в условиях высокого темпа работы. При этом следует увеличивать количество воспринимаемых объектов и явлений, расстояние между ними и темп восприятия.
Большие возможности для усовершенствования свойств вниманию представляют гимнастические и строевые упражнения. Универсальным средством для развития внимания являются спортивные игры с мячом. Это объясняется тем, что действия в них требуют высокого уровня проявления концентрации, переключения и распределения внимания, в итоге обеспечивающего точность восприятия. Так, например, волейболисту в процессе игры приходится одновременно воспринимать более 10 объектов и их элементов.
Для развития процессов внимания рекомендуются следующие упражнения:
А) бег, езда на велосипеде по шоссе;
Б) бег в среднем и быстром темпе с одновременным выполнением заданий для рук или ног (например, эстафетный бег);
В) бег под гору между деревьями;
Г) прыжки в длину с разбега;
Д) метание легкоатлетических снарядов;
Е) выполнение вольных гимнастических упражнений на координацию движений;
Ж) жонглирование двумя и более мячами;
З) эстафеты с различными предметами.
4.Терпение, выдержка
Наиболее действенным средством формирования этих качеств воли в процессе физического воспитания являются упражнения, которые содержат элементы преодоления значительных внешних и внутренних трудностей, выполняются в неблагоприятных метеорологических условиях, в большом объеме, требуют значительного нервного напряжения. При воспитании терпения, стойкости целесообразно использовать приемы, усиливающие эффект применяемых средств: искусственное наращивание усилий, тренировку в группе, соревновательный метод, внесение в тренировку эмоционального фактора, применение технических средств.
Во время формирования стойкости нужно тренировать не только волевые усилия, но и физиологическую базу усилия. В этом случае необходимо строго соблюдать принцип постепенности наращивания нагрузок и адекватности их возможностям организма. В противном случае может произойти истощение физиологической базы, что в конечном итоге отразится на волевом действии.
Упражнения на стойкость:
А) медленный, длительный бег в сложных метеорологических условиях – до 3 часов;
Б) темповый кроссовый бег – до 3 часов;
В) кроссовый бег по сложной местности;
Г) тренировка в кроссе и марш-броске при неблагоприятных метеорологических условиях: дождь, снегопад, при сильном ветре, высокой и низкой температуре и влажности;
Д) соревнования в марш-броске, беге на 8, 10, 20, 30км и 42км195м;
Е) плавание на дальность;
Ж) преодоление специальных полос препятствий;
З) борьба с более сильным противником;
И) однодневные и многодневные пешие и лыжные турпоходы;
К) лыжные переходы, велопробег;
Л) задержка дыхания на время на вдохе и выдохе.
Во всех перечисленных примерах речь, в основном идет, о выносливости. В большинстве отечественных исследований по определению содержания профессионально-прикладной физической культуры отмечается ведущая роль общей выносливости в обеспечении высокой профессиональной работоспособности. Известный кардиохирург и активный популяризатор двигательной активности, академик Н.М.Амосов именно выносливость считает фундаментом для взаимодействия всех жизненно важных систем организма. База выносливости – хорошо функционирующий механизм кислородного обеспечения, положительно влияющий центральную нервную систему, которая более четко координирует работу физиологических систем, повышая общую и профессиональную работоспособность и улучшая самочувствие.
5.Абстрактно-логическое, оперативное мышление
Эффективными путями развития логического и оперативного мышления в процессе физического воспитания являются следующие: использование элементов тактической подготовки, широкое применение на занятиях спортивных игр и единоборств и тренировка в этих видах; введение определенной системы педагогических воздействий, специально направленных на формирование оперативного мышления.
Существенный эффект оказывают:
- обучение (по принципу проблемного обучения и поэтапного формирования умственных действий) приемам оперативного и логического мышления на материале, специфичном для физического воспитания;
- упражнения, направленные на решение различных двигательных алгоритмических (решаемых по определенной схеме) и эвристических (требующих творческих усилий мысли) задач по типу упражнений для развития тактического мышления игровика, бегуна на средние дистанции, борца;
- упражнения на развитие наблюдательности, памяти, восприятия, внимания, воли и других психических процессов, связанных с быстрым мышлением.
Упражнения, развивающие оперативное мышление:
А) выполнение различных тактических, алгоритмических и эвристических заданий для бегуна на средние дистанции, игровика, борца, боксера;
Б) эстафета с решением внезапно возникающих алгоритмических и эвристических задач (легкоатлетические эстафеты с общей зоной передачи, эстафеты с преодолением препятствий, с ведением мяча, переноской мяча);
В) преодоление незнакомых полос препятствий на время;
Г) бег под гору, езда на велосипеде, скоростной спуск на лыжах, санях, по закрытому маршруту;
Д) спортивные игры (бадминтон, баскетбол, бейсбол, волейбол, ручной мяч, русская лапта, теннис, настольный теннис, мини-футбол, хоккей, велобол, мотобол);
Е) игра в бадминтон, волейбол, теннис через закрытую сетку;
Ж) ориентирование на местности;
З) игра в шахматы «блиц», при этом продолжительность партии – 3-10 минут, на каждый ход – 3-10секунд; время на обдумывание и партию постепенно сокращать.
И) игра в шахматы
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ
Нестабильность условий жизни увеличивает количество источников стресса и требует от человека устойчивости к ним. Также неопределенность, стрессогенность условий жизни делает существенным условием успешной реализации человеком своих возможностей наличие реалистичного и устойчивого представления о себе, которое рассматривается как один из критериев зрелости человека как личности. Поэтому в качестве профессионально необходимого личностного образования следует рассматривать такое интегральное психофизиологическое качество, как стрессоустойчивость.
В процессе профессионально-прикладной физической подготовки эмоциональная устойчивость обеспечивается путем:
1. Приобретения опыта волевого поведения в условиях эмоциональной напряженности, совершенствования физиологических процессов адаптации к стресс-факторам.
2. Выработки навыков, умений, привычек, саморегуляции эмоциональной напряженности.
Для решения первой задачи наиболее эффективными средствами являются упражнения, моделирующие различные стрессовые ситуации и требующие мобилизации всех сил занимающихся людей для эффективного выполнения поставленной задачи в заданных условиях.
Решение второй задачи осуществляется путем упражнений в приемах изменения соматических и негативных проявлений эмоций (контроля и регуляции мимических мышц, мышц скелетной мускулатуры, специальных дыхательных упражнений) и способах отвлечения от эмоций, самовнушения-самоубеждения.
Упражнения, направленные на приобретение опыта волевого поведения в условиях эмоциональной напряженности:
А) бег с горы по сложному маршруту;
Б) эстафета с выполнением двигательных задач, требующих проявления смелости и решительности;
В) выполнение различных двигательных задач на высоте (гимнастическом бревне, гимнастической стенке, специальной площадке);
Г) прыжки в воду с вышки;
Д) прыжки на батуте (с выполнением сложных по координации движений);
Е) командные спортивные и подвижные игры (баскетбол, волейбол, ручной мяч, регби, борьба за мяч, хоккей и другие);
Ж) скоростной спуск на лыжах по сложному маршруту;
З) скалолазание.