В научном подходе к решению проблем человека

Современность Человек живет и действует, решая возни-
и наука кающие перед ним проблемы и задачи,

встречаясь с кризисами и преодолевая их, испытывая влияние окружающей природной и социальной сре­ды. Противостоять этим силам трудно, но втройне трудно, когда они человеку непонятны, когда он не в состоянии их прогнози­ровать и успешно преодолевать. Действия «на глазок», самоуве-

1. Психология и педагогика в жизни, деятельности, науке и образовании -| 5

ренное пользование интуитивными и построенными только на личном опыте соображениями, слепое подражание каким-то понравившимся зарубежным образцам, упование на силу воле­вого нажима, действия по методу проб и ошибок — глубокие причины пробуксовок и неудач в любом деле. Никакими неком­петентными движениями не улучшить дело и жизнь. Анахронизм необразованности, пренебрежения наукой особенно нетерпим на фоне достижений мировой цивилизации. Все в руках человека — умного, образованного, нравственного, вооруженного научными знаниями.

Человечество в своей истории выработало три основных спо­соба совершенствования любого дела. Первый заключался в выявлении и устранении недостатков. Суть его — возврат поло­жения дел к желательной норме, выравнивание успешности. Пользу это приносило, но развитие, подъем «кривой достиже­ний» вверх, движение к более высокому уровню технологий, количества и качества продукции происходил медленно. Это не отвечало возросшему динамизму жизни, конкуренции в рыноч­ной экономике и потребностям общества. Поэтому от него как главного способа отказались на рубеже 30-х годов. На ведущее место выдвинулся второй способ — использова­ние передового, дающего более высокие результаты опыта дру­гих. Широкие масштабы приобрело выявление носителей такого опыта, изучение, копирование его в своей работе. Возник так называемый «промышленный шпионаж». Но после Второй ми­ровой войны на передовые позиции вышел третий способ — использование возможностей и достижений науки, разработанных ею новых, более интенсивных техноло­гий. В широких масштабах его стали применять японцы, скупая по всему миру патенты на научные открытия и разработки. В начале над ними посмеивались: «наука у них слабовата, своего ума не хватает». Скоро, однако, скепсис сменился удивлением: развитие Японии пошло семимильными шагами, являя пример всему миру. С тех пор развитие фундаментальной и прикладной науки, полное использование на практике их рекомендаций и дос­тижений стало основным способом достижения быстрого про­гресса и успехов в любой области человеческой жизни и деятель­ности. Великий создатель теории относительности Альберт Эйнштейн (1879—1955) как-то высказался в том смысле, что





Раздел I. Психология и педагогика: основы

наука еше слаба, чтобы эффективно влиять на реалии жизни, но «все же это самая ценная вешь, которую мы имеем».

В научном подходе к решению проблем человека - student2.ru

В нашей стране, к сожалению, вплоть до 90-х годов главное внимание уделялось способу выявления и устранения недостатков. Многочисленные комиссии, инспекции, проверки, составление разгромных актов, разносы, взыскания, снятия с должностей по­родили своеобразную игру «проверяющие ищут, а проверяемые прячут», массовое очковтирательство, приписки, «победные» реля­ции, в которых, в конечном счете, стати заин­тересованными все. Предпринимались попыт­ки «внедрять передовой опыт», но силовые ме­тоды, сопровождавшие в условиях администра­тивно-командной системы применение этого способа, свели его возможности практически на нет. Спад дел в стране и в организациях в 80-х годах стал катастрофическим.

Известный русский хирург, педагог и об­щественный деятель Н.И. Пирогов (1810— 1881) писал: «Где господствует дух науки, там творит­ся великое и малыми средствами», а физику-атомщику Ф. Жолио-Кюри (1900—1958) при­надлежат слова:

«Наука необходима народу. Страна, которая ее не развивает, неизбежно превращается в колонию.»

Пирогов Н.И. (1810-1881)

Можно дополнить: и та, которая не использует в широкой практике имеющиеся достижения науки. Такое в России допус­тить нельзя.

Психология и педагогика — науки о человеке

Нет более сложных проблем, чем человече­ские, нет более трудного дела, чем воспи­тывать человека, работать с ним. Действо­вать здесь некомпетентно недопустимо, опасно. Где отсутствует точное знание, там всегда действуют догадки, а из десяти психологических и педагогических догалок девять — ошибочны. Подходить так к решению проблем чело­века равносильно знахарству в медицине.

Человечество издавна пыталось обобщать и использовать ус­пешный опыт подготовки молодого поколения. Со временем эти усилия воплотились в возникновении психологической и педагогической наук. Первая изучает и объясняет внутренний,

1. Психология и педагогика в жизни, деятельности, науке и образовании -\J

духовный мир человека, способы регулирующих влияний на него, вторая разрабатывает системы и методы целенаправлен­ного обучения, воспитания, образования, развития1. И. Кант (1747—1804) в свое время писал:

Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та ... из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть че-ловеком.

Раньше незнание или игнорирование их выводов и рекомен­даций не всегда порождало тяжелые последствия. Но ныне жизнь резко изменилась и усложнилась, расширились и возрос­ли требования к людям, многие из них принципиально новы и нужны научные технологии их психологического и педагогиче­ского удовлетворения. Можно построить шалаш из палок и вет­вей, руководствуясь здравым смыслом и действуя по методу проб и ошибок, но построить небоскреб, поступая так же, нель­зя. Так и в решении современных человеческих проблем. Пси­хологические и педагогические вопросы работы с людьми, рабо­ты человека над собой, достижения жизненного успеха во все времена считались сложными, о теперешних и говорить нечего. И вообще их никогда нельзя недооценивать: человек всегда ос­тается не столько отгадкой, сколько загадкой.

То, чем располагают уже много лет и рекомендуют науки о человеке — психология и педагогика, — это уже эффективные технологии в сравнении с эмпирическими, житейскими. Новые же, современные достижения этих наук, теории, рекомендации и так называемые интенсивные технологии — это уже высокие технологии, «высший пилотаж». Их знание и применение рань­ше нужно было только учителям, а сейчас — каждому образо­ванному человеку, а тем более — молодому специалисту, выхо­дящему на стезю самостоятельной жизни и жаждущему успеха в ней. Дело за «немногим» — изучить психологию и педагогику и повседневно пользоваться их рекомендациями.

1 Слова «психология» и «педагогика» употребляются в речи в трех значениях: 1) как обозначающие качественно своеобразные явления в жизни общества и человека, 2) как названия соответствующих наук, 3) как названия учебных дис-

и к таким сло-
 

циплин. Это обычная разговорная практика, которая относится вам, как «химия», «физика», «биология» и др.

18 Раздел I. Психология и педагогика: основы

Наши рекомендации