Механизм действия наркотиков

1-я стадия 2-я стадия 3-я стадия
Регулярный прием " наркотика "Синдром психической и физической зависимости" Деградация личности
Устойчивость действию наркоти­ка   Переход за пре- делы дозы
Признаки:чувство неудовлетворен- ности, дискомфор- та.Думает о нар- котике Признаки:мысли о наркотике, увеличи- ваются доза, частота приема, без наркотика испытывает "ломку". Признаки:мучи- тельная потреб- ность в наркотиках, может совершить убийство.

Обмен веществ в организме наркомана изменяется очень сильно, и наркотическое вещество становится необ­ходимым звеном в цепи нарушенного обмена; больной лишен наркотика в клинике, и естественно, что у него воз­никает желание принять дурман, поэтому он и пытался сбежать. Можно с полной уверенностью сказать, что у больного сформировалась физиологическая зависимость от наркотика. Для лечения такого больного необходимо поместить его в специальную клинику закрытого режима.

Главный врач:У кого какие дополнения по лечению этого больного?

Четвертый терапевт:Мне бы хотелось внести еще одно дополнение. Последние анализы больного подтвер­ждают - цирроз печени. Покажите, пожалуйста, рентгенов­ский снимок.

рентгенолог(показывает снимки печени здорового человека и больного): печень на 50% разрушена.

Главный врач:Чем же вызван цирроз?

Четвертый терапевт:Известно, что печень в организме обезвреживает ядовитые вещества, присутствующие в крови, а так как больной - наркоман, то в его организм по­ступал наркотик - яд. После участия в обмене веществ он разрушался в клетках печени до токсических веществ (ук­сусной кислоты и уксусного альдегида), которые под дей­ствием печеночных ферментов распадаются до С02 и Н20. Но возможности печеночных ферментов небезграничны, с увеличением количества наркотиков их становится не­достаточно, чтобы полностью нейтрализовать вредные вещества.

Главный врач:Что же можно предпринять по лечению цирроза печени?

Четвертый терапевт:Лечение больному мы назначи­ли, но мне хотелось бы всем напомнить, что печень поражена на 50%, и, по всей видимости, больной проживет не более 6 лет. Здесь врачи бессильны.

Главный врач:Да, печально слышать такое, но факт остается фактом. На этом наш консилиум заканчивается. И мне хотелось бы обратить ваше внимание на профилактику тех заболеваний, о которых у нас шел разговор. Колле­ги, давайте пропагандировать профилактические меро­приятия. А к ним относятся соблюдение режима и норм питания, устранение неврозов, стрессовых факторов, кате­горически запретить употребление наркотиков, необходи­мость заниматься спортом.

И в этом случае мы можем пожелать нашим больным: "Будьте здоровы!"

После того как мы с вами побывали на медицинском консилиуме, давайте проверим, как вы справились со сво­ей задачей.

(Проверяется заполнение таблицы).

Вопрос:В чем же проявляется механизм действия наркотиков на организм?

Наркотик нарушает обмен веществ и разрушает фер­менты. Наркотики имеют-общие функциональные группы или сходное строение с витаминами, гормонами, которые участвуют в обмене веществ, поэтому наркотик вместо ви­тамина, гормона или фермента включается в обменные процессы и может изменить направление обмена веществ.

Например, витамин РР (никотиновая кислота) имеет сходное строение с никотином и лекарством римифоном {производным никотиновой кислоты). РР принимает уча­стие в окислении и входит в состав некоторых белков, ко-' торые регулируют образование адреналина и норадрена-лина в крови (влияют на кровяное давление). Если никотин заменяет РР в обмене веществ, а в крови накапливается много адреналина, что создает чувство благополучия -у курильщика; продукты распада витамина очень ядовиты и разрушают клетки печени.

УРОК-КОНЦЕРТ

1 вариант.

Урок проводится в течение двух часов. Включает 3 ос­новные части:

1. Литературно-музыкальную композицию по теме.

2. Беседу с учащимися.

3. Музыкальные игры и конкурсы.

УРОКИ ПО АНАЛОГИИ С ИЗВЕСТНЫМИ ФОРМАМИ И МЕТОДАМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ

Цель: Расширение круга чтения учащихся, формиро­вание умения самостоятельно находить решение постав­ленной проблемы, обращаясь к произведениям разных авторов, доказывать свое мнение, правильно строить речь.

Подготовительный этап.

Учащимся предлагается план по избранной теме с указа­нием вопросов для обсуждения; список рекомендуемой лите­ратуры. (Вопросы и задания разного уровня сложности).

Определяются возможные формы работы на уроке (об­щая, групповая, индивидуальная); вид самостоятельной ра­боты с литературой (план, тезисы, конспекты, рефераты)-

Ход урока.

Определение целей урока.

Вступительное слово учителя (постановка проблемы, направление поиска исследования и т. п.)

Выступление учащихся (развернутый ответ, доклад, реферат).

Вопросы к выступающему. Ответы на них.

Выступление оппонентов.

Дискуссионное обсуждение проблемного вопроса.

Подведение итогов.

Пример: Урок-исследование по литературе.

Подготовительный этап: за две недели учащимся предлагается план по избранной теме с указанием вопросов для обсуждения, список рекомендуемой литературы. Преподаватель определяет возможные формы работы на уроке (общую, групповую, индивидуальную), вид самостоя­тельной работы учащихся (план, тезисы, конспект, рефе­рат).

Главное в уроке - это совместный поиск истины и соб­ственные открытия в художественном тексте.

Урок ведет учитель. Он ставит задачи, руководит обсу­ждением (задает вопросы, подает реплики, иногда "прово­цирующего" характера, что не позволяет уклониться в сто­рону от обсуждения проблемы, подводит итог).

В самостоятельной работе по предложенной теме учащиеся используют памятку:

"Как готовиться к уроку-исследованию":

1. Перечитайте (просмотрите) еще раз художественные произведения, отберите в них главы, эпизоды, анализ которых будет необходим для ответов на вопросы; сделайте отметки в тексте или выпишите цитаты на карточки.

2. Прочитайте рекомендованную преподавателем кри­тическую литературу, осмыслите позицию автора, сделай­те необходимые выписки.

3. Сопоставьте противоречивые суждения, отметьте те, которые совпадают с вашими, продумайте аргументы, под­тверждающие ваше мнение.

4. Составьте план (тезисы) выступления, включая пе­ресказ ключевых эпизодов, необходимые цитаты, сделайте выводы. Проговорите вслух, проверьте сколько времени займет выступление.

Учащимся к уроку предлагаются вопросы и задания разного уровня сложности как логико-понятийного, так и эмоционально-образного ряда; индивидуальные задания -найти музыкальный и создать графический эпиграфы к уроку.

Ход урока.

1. Определение преподавателем целей урока.

2. Вступительное слово (лекция) преподавателя (поста­новка проблемы, направление поиска исследования и т. п.).

3. Выступление учащихся (развернутый ответ, доклад, реферат).

4. Вопросы к выступающему (ученики, учитель).

5. Ответы на вопросы, выступление оппонентов.

6. Дискуссионное обсуждение проблемного вопроса.

7. Заключительное слово учителя.

Пример:Урок-исследование по истории России.

По дидактической цели- урок изучения нового мате­риала, по содержанию элементов исследовательской дея­тельности - урок "Образец исследования" (начальный уро­вень).

Дидактические задачи урока:помочь учащимся само­стоятельно разработать условия и сформулировать опре­деление основного понятия; научить их получать информацию об этом понятии; отработать навыки написания (знаков, формул и т. д.).

Педагогические задачи урока:познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности; научить их различать проблемы, формулировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы; заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском но­вых проблем, вопросов.

Ход урока.

1. Определение задач урока, мотивация учащихся.

2. Постановка проблемы.

3. Определение темы и цели исследования.

4. Выдвижение рабочей гипотезы.

5. Подтверждение гипотезы (сбор, оформление, интер­претация данных).

6. Формулирование вывода по результатам исследова­ния.

7. Подведение итогов урока.

На доске записаны названия основных ступеней иссле­довательской деятельности. Учащиеся работают в группах по 5-6 человек.

Тема:«Альтернативные пути развития России: от фев­раля к октябрю 1917г.» (11 класс, история России).

Цель:Отработка умений и навыков для использования дополнительной литературы для самостоятельного приоб­ретения знаний, развитие мыслительной деятельности учащихся.

Подготовительный этап включает задания для рабо­ты групп, дополнительные источники и материалы, музы­кальное сопровождение, расстановку учебных столов для работы в группах.

II. Основной этап.

1. Беседа о судьбе России, о значении событий 1917 года для дальнейшего развития страны. Формулирование проблемного вопроса: доказать, что, исходя из сложившейся ситуации, у России были альтернативные пути раз­вития. Почему они не были реализованы?

2. Работа в группах. Каждой группе дается задание на
карточке: проанализировать предложенную литературу и
подготовить отчет по следующему алгоритму:

а) название политической партии;

б) положения партийных программ:

- о власти и социально-политическом устройстве;

- о воле и мире;

- о решении аграрного вопроса;

- о перспективах демократических преобразований;

в) средства реализации программных установок;

г) причины победы или краха той или иной партии.

3. Проверка выполнения заданий, (отчеты лидеров групп; помощь оказывают члены или лидеры других групп).

4. Аргументированные ответы-обоснования на про­блемный вопрос.

5. Долгосрочное домашнее задание (до конца учебного года): сравнить развитие политических событий в России 1917 г. (февраль - октябрь) с развитием политической жизни России в постперестроечный период.

Наши рекомендации