Закономерности развития

Следует различать понятия развитие, созревание, формирование, становление.

Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека под влиянием внешних (среда, воспитание, общение, деятельность) и внутренних (анатомо-физиологические предпосылки, собственная активность), управляемых (воспитание) и неуправляемых (стихийное влияние среды) факторов.

Изменения:

Физические и физиологические – изменение веса, роста; совершенствование физиологических процессов: усложнение и стабилизация кровообращения, пищеварения, процессов нервной деятельности; половое развитие и созревание;

Психические – скорость протекания психических процессов; формирование характера, развитие воли, памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия, способностей, эмоций;

Социальные – усложнение отношений с людьми, обществом в целом; изменяется характер взаимоотношений, ребёнок становится субъектом отношений.

Биологическое развитиесвязано с морфологическими (рост, вес, объём), биохимическими (состав крови, костей, мышц), физиологическими (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменениями.

Социальное развитиесвязано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, характера), духовными (нравственное становление, изменение сознания), интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.

Созревание –изменение индивида или отдельных его функций, процессов, происходящее под влиянием внутренних факторов.

Формирование –процесс развития под влиянием внешних воздействий (воспитания, обучения, социальной среды). Это результат развития нравственного, духовного. Приобретение личностью в целом или отдельными качествами определённой законченности, завершённости.

Становление –термин, отражающий достижение ребёнком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, самостоятельно выстраивать своё поведение, осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор.

Факторы развития – причина, существующее обстоятельство в каком-либо процессе.

ФАКТОРЫ

       
  Закономерности развития - student2.ru   Закономерности развития - student2.ru

Внутренние Внешние

       
  Закономерности развития - student2.ru   Закономерности развития - student2.ru
 

Наследственность

Период внутриутробного развития Среда Воспитание

Забота о собственном здоровье микросреда обучение

Самовоспитание мезосреда деятельность

макросреда общение

Наследственность– передача от родителей к детям определённых качеств и способностей (анатомо-физиологические особенности, особенности ВНД, задатки).

Наши рекомендации