Кащеева Антонина - Каменецкий, Тит Алексеевич
Дата рождения:1790 год
Дата смерти:8 ноября 1844
Страна: Российская империя
Научная сфера:география,статистика
Место работы: Московский университет,Московское коммерческое училище
Научный руководитель:И. А. Гейм
Известен как:автор учебника географии, директор Московского коммерческого училища
Тит Алексе́евич Камене́цкий (1790 — 8 ноября 1844) — русский географ и статистик, педагог.Содержание
Биография
Окончил Московский университет. В 1812 году занимался эвакуацией имущества университета и имел намерение поступить в Московское ополчение[1], но был направлен в Нижний Новгород, откуда вернулся в сожжённую Москву в конце октября[2].
В 1815 году защитил магистерскую диссертацию «О начале, обширности и вспомогательных средствах английской торговли». Адъюнкт географии и статистики в Императорском Московском университете (1816—1824)[3].
Одновременно с 1818 года преподаватель и директор Московского коммерческого училища.
…Директором его являлся бывший адъюнкт университета Тит Алексеевич Каменецкий - человек чрезвычайно искательный, хитрый и вкрадчивый… a la Чичиков… Образования он был весьма недальнего, особенно для занимаемого им поста… {С-в. Воспоминания о Московском Коммерческом училище, 1831-1838 годов. «Русский вестник», 1861, 12, стр. 721-722.}
— Рыбасов А. И. А. Гончаров — М.: Молодая гвардия, 1957 — (ЖЗЛ)
Основываясь на программе ректора Московского университета И. А. Гейма «Начертание всеобщего землеописания по новейшему разделению государств и земель», написал учебник географии, выдержавший пять изданий.
Автор географических очерков, публиковавшихся в периодических изданиях (журнале «Сын Отечества» и др.), прочих сочинений.
Труды
Краткое всеобщее землеописание по новому разделению, изданное по руководству Г-на Статского Советника и Кавалера И. А. Гейма, в пользу детей, начинающих учиться Географии, Т. Каменецким. — М.: В Университетской Типографии, 1817. — 100 с.
То же. 2-е издание, исправленное и умноженное. 1819. — 154 с.
То же. 3-е издание, исправленное и умноженное. 1820. — 236 с.
То же. 4-е издание, 1822. — 268 с., портр.
То же. 5-е издание, 1827. — 382 с., портр.
Плоды попечений государыни императрицы Марии Феодоровны о воспитанниках Московского коммерческого училища. — М.: Тип. С. Селивановского, 1829. — 176 с.
О Сергиевских серно-нефтяных водах; Нефтяный ключ: Очерки. — М., 1831 (перепечатано из журнала «Сын Отечества» 1829 года).
Обозрение важнейших событий и перемен, происшедших в Московском коммерческом училище в первое двадцатипятилетие от начала учреждения оного Училища. Составлено и читано директором Училища Титом Каменецким// Торжественное воспоминание царственных добродетелей блаженныя памяти государыни имеератрицы Марии Феодоровны. — М., 1832. — С. 1—67 (второй паг.).
8. Комзурова Катерина -К.Д.Ушинский «Труд в его психическом и воспитательном значении»
К.Д.Ушинский. Собрание сочинений, М., 1974.
Труд в его психическом и воспитательном значении
Но еще более резкий пример того, что свободный труд, нужен человеку сам по себе, для развития и поддержания в нем чувства человеческого достоинствам представляет нам римская история.
Tpyд, как мы его понимаем, есть такая свободная и согласная с христианской нравственностью деятельность человека, на которую он решается по безусловной необходимости ее для достижения той или другой истинно человеческой цели в жизни. «Всякое определение опасно»,— говорили римляне, и мы не признаем нашего неуклюжего определения неуязвимым, но нам хотелось отличить в нем разумный труд взрослого человека, с одной стороны, от работы животных и работы негров из-под палки, а с другой, от забав малых и взрослых детей. Машина и животное работают, работает и негр, боящийся только плети надсмотрщика и не ожидающий для себя никакой пользы из своей работы: несвободный труд не только не возвышает нравственно человека, по низводит его на степень животного.
Труд только и может быть свободным, если человек сам принимается за него по сознанию его необходимости;
Труд — не игра и не забава; он всегда серьезен и тяжел; только полное сознание необходимости достичь той или другой цели в жизни может заставить человека взять на себя ту тяжесть, которая составляет необходимую принадлежность всякого истинного труда.
Труд истинный и непременно свободный, потому что другого труда нет и быть не может, имеет такое значение для жизни человека, что без него она теряет всю свою цену и все свое достоинство. Он составляет необходимое условие не только для развития человека, но даже и для поддержки в нем той степени достоинства, которой он уже достиг. Без личного труда человек не может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад.
Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что, если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо потому, что труд — личный, свободный труд — и есть жизнь.
«В поте лица твоего снеси хлеб твой!» — сказал господь человеку, оставляя его за вратами рая и открывая перед ним широкую землю; труд сделался довершительным законом человеческой природы, телесной и духовной, и человеческой жизни на земле, отдельной и в обществе, необходимым условием его телесного, нравственного и умственного совершенствования, его человеческого достоинства, его свободы и, наконец, его наслаждений и его счастья.
Что физический труд необходим для развития и поддержания в теле человека физических сил, здоровья и физических способностей, этого доказывать нет надобности. Но необходимость умственного труда для развития сил и здорового, нормального состояния человеческого тела не всеми сознается ясно. Многие, напротив, думают, что умственный труд вредно действует на организм, что совершенно несправедливо.
В учебную и воспитательную пору возраста ученье и воспитание должны составлять главный интерес жизни человека, но для этого воспитанник должен быть окружен благоприятной сферой. Если же все, что окружает дитя или молодого человека, тянет его от ученья совершенно в противоположную сторону, тогда напрасны будут все усилия наставника внушить ему уважение к ученью Но|воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку к труду, потому что дельный, серьезный труд всегда тяжел. Для этого есть много средств; мы перечислим из них некоторые