Современные концепции обучения

В совр-ой пед-ке сложились елсд-ие наиболее общие подходы к организации и оценке рез-ов обуч-я.Они обусловлены тем, какой цели надо достичь в процессе обуч-я.

1)Если целью обуч-я явл-ся усвоение опред-го объема знаний в готовом виде.то исп-ся т.н. традиционное или доплатич-е обуч-е. В рамках этого подхода знаия представляются как нечто завершенное абсолютно правильное, как то.что надо запомнить и освоить без искажений. В рамках такого обуч-я упор делается на след-е способы:

-многократное повтор-е с целью точного запоминания

-тренировка устойчивых навыков в выполнении стандартных действий.

Роль этого подходак к обуч-ю исключительно высока.т.к. оно позволяет сформировать большое
кол-во базовых, устойчивых, неизменных знаний умений;навыков. Недостатком такого обуч-я явл-ся невысокий уровень осознания учащ-ся результ-в обуч-яхмысла полученных знаний и способов
учебно-познавательной деят-ти. Критерием успешности данного обуч-я явл-ся точное воспроизвед-е предлагаемой учебной инф-ции.
2)Если целью обуч-я явл-ся развитие интеллект-х, творческих способностей личности, реализуется
подход, называемый развивающее обуч-е Оно организ-ся на принципиально др.основаниях,чем
традиционное. Знания усваиваются учащ-ся из разнообразных нестандартных, требующих
творческого подхода Для их осознания треб-ся способность к критич-му мышлению путем индивид-х творч-х усилий. Для этого нужна высокая творч-я активность и осознание основных процедур учебно-познават-й деят-ти. Организация такого обуч-я требует нестандартного творч-го подхода и учёта индивид-х особ-тей мышления.

4)Если целью обуч-я явл-ся преимущественное формирование и развитие ценностно-смысловой и поведенческой сфер чел-ка. использ-ся.т.н воспитывающее или личпостно-ориентированное обуч-е. Его популярность возросла в последние годы.На него возлагали и возлагают нажежды как альтернативу традицион­ному. Но такой подход не может рассм-ся как основном в сфере изуч-я iуманитарных и соц-х дисциплин. Истинный пед. эффект может быть достигнут лишь при использ-ии всех вышеперечисленных подхо­дов.

17.Общаяхарактеристика содержания образования в средней школе

Содержание образ-я (СО)-педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие лично­сти.

Специальноеобраз-е дает чел-ку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деят-ти. Содержание общего образ-яобеспечивает участие школьников в социальной, непрофессио­нальной деятельности, формирует их мировоззре­ние, систему ценностей и идеалов, обусловливаю­щих гражданскую позицию каждого человека, его отношение к миру и определение своего места в нем. Функции общего образования возлагаются преимущественно на средние учебные заведения. Источник СО- социальный опыт человечества, закрепленный в материальной и духовной культу­ре. Главным фактором, действующим при конструи­ровании СО, являются потребности общества и цели, которые оно ставит перед воспитывающим обучением.

Общим принципом отбора СО является соотно­шение знаний, способов деятельности, функций гражданина и системы общественных ценностей, подлежащих освоению с учетом потребностей личности. Содержание общего образ-я в соответствии с Законом об образ-ии ориентируется на обеспече­ние самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; на развитие общества, на укрепление и совершенствование правового государства.

Содержание образ-я призвано обеспечить, соответствующий мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образова­тельной программы картины мира; -интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, включен­ного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; оспроизводство и развитие кадрового потенциа­ла общества.

Для достижения этих целей в школе совершенст­вуются и развиваются основные циклы учебных предметов: точные и естественные науки; гумани­тарные дисциплины, предметы, формирующие правовую, эстетическую и экологическую куль­туру, а также разнообразные прикладные предме­ты, развивающие практические умения и навыки. В последние годы в содержание современного приобретение навыков здорового образа жизни Единообразие подходов к организации образ-я и определению его содержания регламентируется системой обязательных требований, закрепленных в особых нормативных документах. По закону Российской Федерации «Об образова­нии «В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты... определяющие в обязательном порядке минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучаю­щихся, требования к уровню подготовки выпуск­ников». (Закон РФ «Об образовании», с. 7). Одновременно со стандартизацией наметилась тенденция к дифференциации и индивидуализа­ции школьного обучения. В начале 90-х годов школы обрели право на эксперимент, на выбор программ и учебников. Вариативные учебный планы открыли возможности для разнообразия учебного процесса, введения различных профилей обучения.

Появились экспериментальные площадки и авторские школы, играющие роль разработчиков новых программ и технологий школьного образо­вания.

В настоящее время в России начат переход к двенадцатилетнему обучению в средней школе. Разрабатываются новые учебные планы, учебники, изменяется содержание образования. До 2003 года должны быть приняты новые образовательные стандарты. Одновременно с увеличением срока обучения намечается сокращение объема учебной нагрузки примерно на 20%. Особое внимание будет обращено на практическую ценность получаемых школьниками знаний, их прикладное

18. Основы управления системой обра-я.Руководство современнойшколой

Сложившаяся система управления образ-ем выполняет ф-ции регулирования, координации и контроля на федеральном, региональном и местных уровнях.

Государственные органы управления осуществ­ляют лицензирование( 1). аккредитацию(2) и аттестацию(З) как государственных, так и негосу­дарственных образовательных учреждений, обос­новывают целевые финансовые затраты на нужды развития региональных систем образования, прямое финансирование деятельности образова­тельных учреждений, разрабатывают нормативы их финансирования, формируют структуры образовательных систем, разрабатывают перечень профессий и специальностей, по которым в стране ведется профессиональное обучение. Ими устанавливается порядок аттестации педаго­гических работников и требования к их образова­тельным цензам.

Важнейшей функцией гос-ых органов управления образ-ем явл-ся контроль исполнения законода­тельных основ в области образ-я, реализации образ-ных стандартов и исполнение бюджетной и финансовой дисциплины. Все органы управления образ-ем подконтрольны Министерству общего и профессионального образ-я РФ, включая подведомственные им образовательные учреждения.

образ-ным учреждением осуществляет админист­ратор (заведующий, руководитель, директор, ректор, начальник), кот-ый нанимается, назнача­ется или избирается на руководящую должность в соответствии с уставом образ-го учреждения. Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет его учредитель или по формируемый учредителем

В области управления предполагается значительно расширить права муниципальных органов и отдельных образовательных учреждений на основе автономии образовательных учреждений и усиления общественных компонентов контроля и управления.

Школы получают широкие права по выбору типа школы, учебных планов, программ, учебников, учебных предметов, методов обучения и воспита­ния, но обязаны обеспечить усвоение стандарта образования, минимума знаний по учебной программе учащимися.

(1)Лицензирование образовательного учрежде­ния - выдача лицензии на право ведения образова­
тельной деятельности государственным органом управления образованием или по его поручению
местным (муниципальным органом управления образования по месту нахождения образователь­
ного учреждения на основании заключения экспертной питции.

(2)Аккредитация - право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа об образовании государственного образца, на включение в схему централизованного государственного финансирования и на пользова­ние печатью с изображением Государственного
герба Российской Федерации.

(3)Аттестация образовательного учреждения -установление соответствия содержания, уровня и
качества подготовки выпускников образователь­ного учреждения требованиям государственных
образовательных стандартов.


Наши рекомендации