Современные концепции обучения
В совр-ой пед-ке сложились елсд-ие наиболее общие подходы к организации и оценке рез-ов обуч-я.Они обусловлены тем, какой цели надо достичь в процессе обуч-я.
1)Если целью обуч-я явл-ся усвоение опред-го объема знаний в готовом виде.то исп-ся т.н. традиционное или доплатич-е обуч-е. В рамках этого подхода знаия представляются как нечто завершенное абсолютно правильное, как то.что надо запомнить и освоить без искажений. В рамках такого обуч-я упор делается на след-е способы:
-многократное повтор-е с целью точного запоминания
-тренировка устойчивых навыков в выполнении стандартных действий.
Роль этого подходак к обуч-ю исключительно высока.т.к. оно позволяет сформировать большое
кол-во базовых, устойчивых, неизменных знаний умений;навыков. Недостатком такого обуч-я явл-ся невысокий уровень осознания учащ-ся результ-в обуч-яхмысла полученных знаний и способов
учебно-познавательной деят-ти. Критерием успешности данного обуч-я явл-ся точное воспроизвед-е предлагаемой учебной инф-ции.
2)Если целью обуч-я явл-ся развитие интеллект-х, творческих способностей личности, реализуется
подход, называемый развивающее обуч-е Оно организ-ся на принципиально др.основаниях,чем
традиционное. Знания усваиваются учащ-ся из разнообразных нестандартных, требующих
творческого подхода Для их осознания треб-ся способность к критич-му мышлению путем индивид-х творч-х усилий. Для этого нужна высокая творч-я активность и осознание основных процедур учебно-познават-й деят-ти. Организация такого обуч-я требует нестандартного творч-го подхода и учёта индивид-х особ-тей мышления.
4)Если целью обуч-я явл-ся преимущественное формирование и развитие ценностно-смысловой и поведенческой сфер чел-ка. использ-ся.т.н воспитывающее или личпостно-ориентированное обуч-е. Его популярность возросла в последние годы.На него возлагали и возлагают нажежды как альтернативу традиционному. Но такой подход не может рассм-ся как основном в сфере изуч-я iуманитарных и соц-х дисциплин. Истинный пед. эффект может быть достигнут лишь при использ-ии всех вышеперечисленных подходов.
17.Общаяхарактеристика содержания образования в средней школе
Содержание образ-я (СО)-педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности.
Специальноеобраз-е дает чел-ку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деят-ти. Содержание общего образ-яобеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию каждого человека, его отношение к миру и определение своего места в нем. Функции общего образования возлагаются преимущественно на средние учебные заведения. Источник СО- социальный опыт человечества, закрепленный в материальной и духовной культуре. Главным фактором, действующим при конструировании СО, являются потребности общества и цели, которые оно ставит перед воспитывающим обучением.
Общим принципом отбора СО является соотношение знаний, способов деятельности, функций гражданина и системы общественных ценностей, подлежащих освоению с учетом потребностей личности. Содержание общего образ-я в соответствии с Законом об образ-ии ориентируется на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; на развитие общества, на укрепление и совершенствование правового государства.
Содержание образ-я призвано обеспечить, соответствующий мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира; -интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, включенного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; оспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Для достижения этих целей в школе совершенствуются и развиваются основные циклы учебных предметов: точные и естественные науки; гуманитарные дисциплины, предметы, формирующие правовую, эстетическую и экологическую культуру, а также разнообразные прикладные предметы, развивающие практические умения и навыки. В последние годы в содержание современного приобретение навыков здорового образа жизни Единообразие подходов к организации образ-я и определению его содержания регламентируется системой обязательных требований, закрепленных в особых нормативных документах. По закону Российской Федерации «Об образовании «В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты... определяющие в обязательном порядке минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников». (Закон РФ «Об образовании», с. 7). Одновременно со стандартизацией наметилась тенденция к дифференциации и индивидуализации школьного обучения. В начале 90-х годов школы обрели право на эксперимент, на выбор программ и учебников. Вариативные учебный планы открыли возможности для разнообразия учебного процесса, введения различных профилей обучения.
Появились экспериментальные площадки и авторские школы, играющие роль разработчиков новых программ и технологий школьного образования.
В настоящее время в России начат переход к двенадцатилетнему обучению в средней школе. Разрабатываются новые учебные планы, учебники, изменяется содержание образования. До 2003 года должны быть приняты новые образовательные стандарты. Одновременно с увеличением срока обучения намечается сокращение объема учебной нагрузки примерно на 20%. Особое внимание будет обращено на практическую ценность получаемых школьниками знаний, их прикладное
18. Основы управления системой обра-я.Руководство современнойшколой
Сложившаяся система управления образ-ем выполняет ф-ции регулирования, координации и контроля на федеральном, региональном и местных уровнях.
Государственные органы управления осуществляют лицензирование( 1). аккредитацию(2) и аттестацию(З) как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений, обосновывают целевые финансовые затраты на нужды развития региональных систем образования, прямое финансирование деятельности образовательных учреждений, разрабатывают нормативы их финансирования, формируют структуры образовательных систем, разрабатывают перечень профессий и специальностей, по которым в стране ведется профессиональное обучение. Ими устанавливается порядок аттестации педагогических работников и требования к их образовательным цензам.
Важнейшей функцией гос-ых органов управления образ-ем явл-ся контроль исполнения законодательных основ в области образ-я, реализации образ-ных стандартов и исполнение бюджетной и финансовой дисциплины. Все органы управления образ-ем подконтрольны Министерству общего и профессионального образ-я РФ, включая подведомственные им образовательные учреждения.
образ-ным учреждением осуществляет администратор (заведующий, руководитель, директор, ректор, начальник), кот-ый нанимается, назначается или избирается на руководящую должность в соответствии с уставом образ-го учреждения. Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет его учредитель или по формируемый учредителем
В области управления предполагается значительно расширить права муниципальных органов и отдельных образовательных учреждений на основе автономии образовательных учреждений и усиления общественных компонентов контроля и управления.
Школы получают широкие права по выбору типа школы, учебных планов, программ, учебников, учебных предметов, методов обучения и воспитания, но обязаны обеспечить усвоение стандарта образования, минимума знаний по учебной программе учащимися.
(1)Лицензирование образовательного учреждения - выдача лицензии на право ведения образова
тельной деятельности государственным органом управления образованием или по его поручению
местным (муниципальным органом управления образования по месту нахождения образователь
ного учреждения на основании заключения экспертной питции.
(2)Аккредитация - право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа об образовании государственного образца, на включение в схему централизованного государственного финансирования и на пользование печатью с изображением Государственного
герба Российской Федерации.
(3)Аттестация образовательного учреждения -установление соответствия содержания, уровня и
качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных
образовательных стандартов.