Романенко Катерина -Герд, Александр Яковлевич

Ярошенко Н. А. «Портрет ученого А. Я. Герда». 2-я пол.ХIX века.

Имя при рождении:Александр Яковлевич Герд

Род деятельности:педагог

Дата рождения:5 (17) апреля 1841

Дата смерти:13 (25) декабря 1888 (47 лет)

Александр Яковлевич Герд (5 (17) апреля 1841, Санкт-Петербург — 13 (25) декабря 1888, Санкт-Петербург) — российский педагог, основоположник методики преподавания естествознания как научной дисциплины и метода практических и лабораторных работ.

Биография

Сын Якова Герда, англичанина, приехавшего в Россию в качестве учителя белльланкастерских школ, которые во множестве открывались в России при Александре I.

Окончил курс в Петербургском университете по физико-математическому факультету, занимался в воскресных школах, особенно в частной бесплатной васильеостровской школе, руководителем которой был Ф. Ф. Резенер и через которую прошли многие лучшие педагогические силы того времени.

По закрытии этой школы Герд с 1865 по 1871 год состоял воспитателем и преподавателем естественной истории в 1-й военной гимназии, а одно время давал еще уроки в Пажеском корпусе.

Образовавшееся в 1870 году в Петербурге Общество земледельческих колоний и ремесленных приютов для исправления малолетних преступников пригласило Герда на пост директора колонии, устроенной за пороховыми заводами, в 8 верстах от берега Невы. Совершив поездку за границу для изучения устройства подобных учреждений на западе, Герд с увлечением предался этому делу, в основу которого он положил не внешнюю организацию, а личное влияние директора на невольных колонистов — а это прежде всего требовало сердечного отношения к развращённым и, конечно, недоверчивым питомцам. Без устали работая, как распорядитель работ и чернорабочий, как друг, наставник и начальник озлобленных детей, Герд достиг блестящих результатов; но в декабре 1874 года обстоятельства заставили его покинуть колонию.

В 1877 году он принял в своё заведование перворазрядное же некое учебное заведение кн. Оболенской, а в 1879 году, когда заведение это было преобразовано в гимназию министерства народного просвещения, Герд назначен был председателем педагогического совета этой гимназии.

С 1878 году он состоял еще преподавателем наследника цесаревича, великих князей Георгия и Михаила Александровичей и великой княжны Ксении Александровны. С самого основания Общества для доставления средств высшим женским (Бестужевским) курсам Герд был членом его, а в последние 6 лет своей жизни состоял председателем комитета Общества; здесь деятельность его выразилась не только в заботах об устранении финансовых затруднений общества, но и в трудах по правильной постановке учебной части.

На женских педагогических курсах Герд в течение 10 лет читал курс естествознания, а одно время и на курсах Фребелевского общества. С 1880 по 1883 год состоял экспертом по учебной части при СПб. городской училищной комиссии.

Одарённый редкими педагогическими способностями, Герд к делу своему относился самоотверженно и горячо. Нравственная высота его личности действовала обаятельно на всех, кто приходил с ним в соприкосновение, между прочим и на В. М. Гаршина. Руководства Герда пользовались большим распространением. Так, «Определитель минералов» выдержал 3 издания, «Учебник минералогии для городских училищ» — 6 изданий, «Руководство минералогии для реальных училищ» — 5 изданий, «Краткий курс естествознания» — 5 изданий. Большой педагогический интерес представляют его «Предметные уроки» (СПб., 1883). Под редакцией Герда переведены ботаническая часть «Происхождения видов» Дарвина (СПб., 1867-68) и 11-я часть «Оснований биологии» Спенсера. В конце 1860-х годов Герд неофициально редактировал журнал «Учитель». Ср. Н. Ермолин, «Очерк жизни А. Я. Герда» (СПб., 1889).

13. Сеченова Диана -К.Д. Ушинский «О пользе педагогической литературы»
К.Д. Ушинский
О пользе педагогической литературы

Этим оправдывается старомодное заглавие нашей статейки. Писать и говорить в публичных речах о пользе того или другого научного предмета было в большой моде в конце прошедшего и начале нынешнего столетия, но, мы думаем, что в отношении педагогики статья о пользе педагогической литературы не будет запоздалой.

Педагогическая литература представляет нам могущественнейшее средство. Оно знакомит нас с психологическими наблюдениями множества умных и опытных педагогов и, главное, направляет нашу собственную мысль на такие предметы, которые легко могли бы ускользнуть от нашего внимания. Если мы требуем от ремесленника, чтобы он думал о своем ремесле и старался познакомиться с ним ближе, то неужели общество, доверяющее нам детей своих, не вправе требовать от нас, чтобы мы старались по мере сил своих познакомиться с тем предметом, который вверяется нашим попечениям, - с умственной и нравственной природой человека? Педагогическая литература открывает нам широкий путь для этого знакомства.

Педагогическая литература одна только может оживить воспитательную деятельность, придать ей тот смысл и ту занимательность, без которых она скоро делается машинальным препровождением времени, назначенного на уроки. Она одна только может возбудить в обществе внимание к делу воспитания и дать в нем воспитателям то место, которое они должны занимать по важности возлагаемых на них обязанностей. Педагогическая литература установляет в обществе, с одной стороны, правильные требования в отношении воспитания, а с другой - открывает средства для удовлетворения этих требований.

Преподаватель, который только в классах занимается своим делом, а переходя за порог школы, не встречает ни в обществе, ни в литературе никакого участия к своему занятию, весьма скоро может охладеть к нему. Надобно столько любви к детям, чтобы в одиночку думать о них постоянно, и общество не имеет права требовать такой любви от кого бы то ни было, если оно само не показывает участия к делу воспитания.

Преподаватель, уединенный в своей тихой, монотонной деятельности, видя, что ни общество, ни литература, занимающаяся даже ассирийскими древностями и этрусскими вазами, не занимаются его скромным делом, должен иметь, повторяем мы, необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчание однообразной учительской жизни. Случается даже иногда, что, закоренев в этой рутине, он начинает с какой-то злобой смотреть на всякую педагогическую книгу, если бы она как-нибудь, сверх всякого ожидания, и попалась ему под руку: он видит в ней дерзкую нарушительницу своего долголетнего спокойствия.

С другой стороны, при существовании педагогической литературы всякий воспитатель имеет возможность не ограничиваться тесным кругом своей плодовитой деятельности. Его опыт, мысль, которую он выработал в своей практике, новый вопрос, родившийся в его голове, - все это не остается в пределах его школы или, что еще хуже, не умрет в нем самом: но, появившись на литературном поприще, облетит все концы России, заглянет во все захолустья, где только есть школа, и вызовет сочувствие или спор в сотне его товарищей, дела которых коснется мысль его прямо; она может вызвать горячее сочувствие, приобресть защитников и перейти в действительность не в тесных пределах одного класса или одной школы, но в обширных пределах общественного образования целого государства.Но не для одних воспитателей необходима педагогическая литература, она необходима также и для родителей.

Наши рекомендации