К числу основных относятся следующие
закономерности:
О Развитие человека — внутренне детерминированный процесс;
иначе говоря, оно определяется не случайным набором внешних обстоятельств, сочетанием влияний внешних факторов, а внутренними противоречиями, психофизиологическими особенностями.
О Развитие человека детерминировано социальной ситуацией развития,представляющей собой «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий»6, особое отношение растущего человека к социальной действительности.
6 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С. 152.
О Развитие человека обусловлено мерой его собственной активности,направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении.
О Развитие человека детерминировано типом ведущей деятельности,под которой понимается «такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии»7.
О Развитие человека закономерно зависит от содержания и мотивов деятельности,в которой он участвует. Специфика деятельности, обусловленная ее содержанием, определяется в отечественной психологии через «отношение к миру вещей» (предметная деятельность: практическая и познавательная) и «отношение к миру людей» (деятельность, направленная на установление взаимоотношений с людьми, обществом). Основной движущей силой деятельности выступает противоречие между тем, что имеет объективное значение для жизнедеятельности человека и отражается им как субъективно значимое, и реальной действительностью. Реализуясь в соответствующем переживании, это противоречие образует мотивацию деятельности8.
О Воздействия различных факторов детерминируется половозрастными и индивидуальными особенностями человека.
О «Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов:наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуютне порознь, а вместена сложную структуру развития»9 — так сформулировал еще одну закономерность Б. Г. Ананьев.
Нередко в речевом обиходе можно встретить отождествление вполне самостоятельных понятий факторы и условия. Чтобы избежать этой серьезной ошибки и правильно воспринимать информацию, необходимо запомнить:
7 Леонтьев А.И. К теории развития психики ребенка // А.Н. Леонтьев. Избранные психологические произпедения: В 2 т. М., 1983. Т. 1. С. 286.
s См. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М, 1989. С. 106-107.
9 Ананьев Б.Г. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии // Б.Г. Ананьев. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980. Т. II. С. 44-45.
10 Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994. С. 645.
11 Ожегов СИ Словарь русского языка. 19-е изд, испр. М., 1987. С. 685.
Предлагаем вашему вниманию еще один рисунок, раскрывающий структуру и соотношение факторов в несколько ином ракурсе.
ffil Б БАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Н |
АСЛЕДСТВЕННОСТЬ — свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.
С |
АМОВОСПИТАНИЕ — осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.
Д |
ЕЯТЕЛЬНОСТЬ — форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на целесообразное изменение и преобразование окружающего мира.
О |
БЩЕНИЕ — порождаемая потребностями в совместной жизнедеятельности и обмене информацией форма активности личности, проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.
СРЕДА ОКРУЖАЮЩАЯ — природные, социально-экономические и материально-бытовые условия жизнедеятельности человеческого сообщества и каждого человека.
СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — «окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности»12.
МАКРОФАКТОРЫ(среды) — объекты, явления, отношения, обстоятельства, оказывающие влияние на жизнедеятельность больших групп людей, проживающих в разных странах (граждан определенных государств), а следовательно, на жизнедеятельность и развитие каждого человека.
МЕЗОФАКТОРЫ(среды) — условия и обстоятельства жизнедеятельности человека и социальной группы, к которой он принадлежит, идеологические и духовно-нравственные отношения, моральные нормы и ценности, принятые в данном человеческом сообществе.
МИКРОФАКТОРЫ(среды) — материально-бытовые условия жизни человека, его ближайшее социальное окружение.
♦ ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И РАЗВИТИЕ ЕГО ЛИЧНОСТИ
Характер воздействия различных факторов на формирование личности во многом обусловлен половозрастными и индивидуальными особенностями развития человека.
К сожалению, учебные пособия по педагогике и психологии в большинстве своем ограничиваются в основном констатацией этого факта, причем, если общая характеристика возрастных особенностей предлагается к рассмотрению, то о наличии индивиду-
12 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 651.
альных особенностей главным образом предупреждают, а специфика развития человека, обуслошенная его половой принадлежностью, игнорируется вовсе.
□ Психолого-педагогические и медицинские исследования позволили выделить ряд возрастах периодов в развитии человека, обозначенных в представленной ниже табл. 7.
Известно, что подобного рода немы строятся на основе обобщения, пределы которого весьма широки. В каждом же конкретном случае колебания в уровне реального развития человека могут иметь достаточно большую амплитуду, что обусловлено совокупным и единичным действием внутренних и внешних факторов.
Поэтому представленные в та&щах варианты периодизации возрастного развития условны, так как основываются они на специфических для каждого подхода критериях. Существует целый ряд иных версий периодизации развития, и число их продолжает увеличиваться, посколькуединый и бесспорный критерий пока не найден.
Да и возможно ли найти его?
ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ13
Таблица 7
В возрастной физиологии | В медицин; | В возрастной психологии и педагогике |
Новорожденность (первые 10 дней) | Новорожденность (первые 3-4 наем) | Младенчество (от рождения до 1 года) |
Грудной возраст (10 дней — один год) | Грудной возраст (младший яселшй) 4 недели — один год) | Преддошкольное детство (1-3 года) |
Раннее детство (1-3 года) | Преддошкольшй возраст (старший ясельный) (1-3 года) | |
Первое детство (4-7 лет) | Дошкольный возраст (3-7 лет) | Дошкольное детство (.3-6 лет) |
Второе детство (8-12 лет) | Младший школший возраст (7—12 зет) | Младший школьный возраст (6-10 лет) |
Подростковый возраст: мальчики — 13-16 лет; девочки — 12-15 лет | Подростковый возраст | Подростковый возраст (среднешкояьный) (10-15 лет) |
Юношеский возраст: юноши — 17-21 гол; девушки — 16—20 лет | (старший школьниц) (12-18 лет) | Юность: 1 период — 15—17 лет 2 период — 17-21 год |
3 См.: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М, 1993. Т. 1. С 157.
□ Исследования в области антропологии выявили ряд важных закономерностей психофизиологического и духовного развития человека, связанных с возрастными особенностями.
Ш Б ВАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
В |
ОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ- комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста.
Итак о закономерностях! □ Основные закономерности психофизиологического развития: