История образования и педагогической мысли

Программа одобрена на заседании кафедры педагогики как соответствующая требованиям ФГОС ВПО, запросам и требованиям работодателей и концепции ООП.

Зав. кафедрой педагогики

Сергеев Н.К., док-р. пед.наук, профессор ________________________

(ФИО, ученое звание) (подпись)

Программа внесена в реестр « _____ » ______________ 20___ г., № _________

Начальник Учебного управления ___________ _________ _______________________

дата подпись степень, звание, ФИО

Пояснительная записка

Программа вступительного экзамена в магистратуру сформирована на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) "магистр") 2010 г.

Цель вступительного экзамена заключается в определении уровня общей личностной культуры, профессиональной компетентности и готовности абитуриента к обучению в магистратуре, предполагающей расширенное поле научно-исследовательской и педагогической деятельности в сфере образования.

Содержание программы вступительного экзамена в магистратуру по направлению 050100 «Педагогическое образование» и направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование» выстраивается на основе разделов дисциплины «Педагогика», представленных в государственном образовательном стандарте подготовки бакалавров в системе высшего педагогического образования: «Введение в педагогическую деятельность», «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика», «История образования и педагогической мысли», «Практикум по решению профессиональных задач». В этом контексте на вступительном экзамене в центре внимания оказывается область сформированности общепрофессиональных компетенций, связанных с осуществлением образовательной деятельности в широком поле профессионально-педагогических практик.

Соответственно, основными задачами вступительного экзамена является выявление уровня общепрофессиональных компетенций выпускников бакалавриата, к которым относятся:

- овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы мышления, общения и деятельности, образования и саморазвития;

- опыт анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности;

- освоение теоретических основ проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, диагностики его хода и результатов;

- проявление индивидуально-психологических и личностных особенностей учителя, стилей его познавательной и профессиональной деятельности, становление индивидуализированной концепции педагогического знания.

Кроме того, задачей экзамена является установление характера исследовательских интересов поступающего и соответствующей мотивации.

Содержание программы вступительного экзамена

В магистратуру по педагогике

Введение в педагогическую деятельность

Образовательная политика в России. Основные направления модернизации образования. Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики. Профессиональная компетентность педагога. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности. Гуманистическая природа педагогической деятельности и культура педагога. Источники педагогических идей. Современная педагогическая публицистика, научная и художественная литература. Современная система отечественного образования: стратегия развития. Педагогические учебные заведения. Образовательно-профессиональный путь студента педагогического вуза. Карьера педагога.

Теоретическая педагогика

Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Методология педагогической науки и деятельности. Структура педагогической науки. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики. Методы педагогических исследований. Теории целостного педагогического процесса. Теории обучения и воспитания. Компетентностный подход к построению педагогического процесса. Возрастосообразность педагогического процесса. Различные подходы к конструированию содержания образования на разных ступенях обучения. Многообразие образовательных программ.

Практическая педагогика

Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Методология практической педагогической деятельности. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности. Педагогическое проектирование. Проектирование возрастосообразного образовательного процесса. Технологии решения педагогических задач. Оценка выбора решения педагогических задач. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов. Позиция педагога в инновационных процессах. Формы взаимодействия субъектов в педагогических процессах. Здоровье сберегающие технологии педагогического процесса. Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса.

История образования и педагогической мысли

Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития. Истоки развития идей компетентностного подходаИстоки гуманистических идей педагогики. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России. Основные авторские педагогические системы прошлого. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристики образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом. Реформаторская педагогика конца XIX — начала XX в. Основные реформы образовательной политики XX в. Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире. Процесс интеграции национальных систем образования.

Наши рекомендации