Роль литературного журнала

В 1763 в Москве вышел первый номер нового журнала «Невинное упражнение».. Редактор Богданович – ученик Хераскова. Вдохновительница Дашкова. Журнал пропагандировал идеи энциклопедистов. С отъездом двора из Москвы журнал прекратился.

В 1783г. был создан «Собеседник любителей российского слова». Где выступали Державин, Фонвизин, Дашкова, Херасков.

Литература для детей.

Первые издания для детей относятся к 70-м г.г. 18 века.

Это сборники нравоучительных рассказов, басен, назидательных бесед, исторических анекдотов, драматических сценок. Это были переводы немецкого автора и составителя педагога Кампе, французского автора Беркене, английской писательницы Марии Эджворт и подражания русских авторов (Богданович). Названия –«Детские забавы», «Бесценный подарок для благовоспитанных детей», «Детская библиотека». Одним из известных составителей был Шишков- в будущем первый министр просвещения.. В рассказах главным был поступок- добродетельный или порочный. Поступок определяет сущность героя и его последующую жизнь. Беседы ориентированны на рассудок ребенка «соразмерно возрасту», чтобы он узнавал, что хорошо, а что дурно. Были и познавательные беседы. Так «Робинзон Крузо» долгое время был представлен в виде бесед. Некоторые нравоучительные книги были посвящены теме обучения. Например.»Юношеское училище, или разговоры между разумною учительницей и знатными ученицами».1774г. или «Детское училище», где обсуждалось поведение непокорных учениц.1784. Новиков издавал журнал «Детское чтение для сердца и разума».

А. Измайлов написал роман «Евгений, или пагубные страсти дурного воспитания»1799г.

Детские пороки, ставшие сюжетами многих повестей, разнообразны: « болтливость и любопытство, невоздержанность и неаккуратность, но самую роковую роль играет непослушание. Последствия непослушания всегда печальны, а вот причины- различны. Большое место отводится разуму. Один из рассказов Шишкова так и называется :»Можно исправиться, когда сам того захочешь», Екатерина II писала о непослушании как о болезни»: «Кто не слушается, тот болен, следовательно, лишен выгод здорового. Его содержат аки больного, и болезнь его не кончится инако, как с возвращением здравого рассудка». Но иногда непослушание трактовали как протест ребенка, отстаивающего свою свободу. Иногда про непослушание пишут как о детской необузданности и резвости, которая, хотя и не есть порок, но приводит к дурным привычкам. Шишков первый вводит слово шалун. Последствия непослушания всегда трагические- дети умирают от взятых в рот булавок, от холодной воды, сорванной лечебной повязки. Страдания детей перед смертью описывались очень натуралистично. Непослушание рассматривается как злонамеренность.

Большое место занимает благотворительность ( помощь нищим, бедным, больным). Самое важное доброта сердца. Способность ребенка к благотворительности рассматривается как результат воспитания, заслуга родителей

Стоит тема о природе милости:

- рациональное -я помогаю –мне помогут.

-радость при участии в радости бедного

«Сладость помогать убогим

Я впервые тут вкусил

И с весельем премногим

Весь тот вечер проводил»

-сотворение добра в тайне.

Кроме послушания и благотворительности описывались такие добродетели как любезность и обходительность, самоотверженность и благодарность, чистосердечие и способность к раскаянию.

В знании ребенка вносится мысль, что каждый должен быть доволен на своем месте и должен быть доволен своим положением. Рассказ, где дворянская девочка чрезмерно балует крестьянскую девочку, и мама ей объясняет, как трудно ей будет потом в своем кругу. Детская литература 18 века определяла - что такое хорошо и что такое плохо.

Автобиографические сочинения и дневники.

Первые были на русском языке. В них очевиден религиозный дискурс. «Своеручные записки» Н.Б.Долгорукой написаны в опоре на житийную традицию. Она писала их в монастыре. Во второй половине 18 века появились женские автобиографические тексты на французском языке. «Записки» Екатерины,»моя история» княгини Дашковой,»Воспоминания «графини Головиной1766-1821. дневники

VI. Духовная жизнь. Отношение к Богу.

В духовной жизни второй половины 18 века проявляется несколько тенденций. Получает развитие масонство, получившее распространение в столицах, особенно в Московском университете. И под влиянием российского прочтения Вольтера возникает вольтерианство. Как писал Фонвизин в некоторых кружках среди поверхностно образованных дворян , начитавшихся Вольтера, занятия сводились к богохульству и кощунству. Ключевский писал:» Потеряв своего Бога русский вольтерианец не просто уходил из его храма, но подобно взбунтовавшемуся дворовому норовил перед уходом набуянить, все перебить, исковеркать, перепачкать. Новые идеи нравились как скандал.. Это высвобождение от самоконтроля веры коснулось немногих и было не долгим.

Рядом с этим нигилистическим течением была жизнь щеголей, пустых людей, которых увлекал поток новой жизни. Они страстно увлекались всем французским - модой, бытом, французским языком, манерами. В многочисленных журналах екатерининской эпохи много страниц было посвящено высмеиванию этих петиметров и щеголей. Но наиболее образованная и ищущая часть дворянства, конечно в первую очередь была охвачена новым движением-масонством. Масонство явилось проявлением духовного возрождения. В 80-е годы весь московский университет стоял под знаком масонства (Шварц, Новиков, Херасков, Трубецкой, Кутузов, Лопухин). Масонство было против рационализма, одностороннего интеллектуализма эпохи Просвещения. «Просвещение без нравственного идеала несет в себе отраву»,-писали они. Для значительной части масонов была привлекательна надежда на проникновение в эзотерическую сторону христианства. Разум без веры не может понять тайн бытия. Масоны не отказывались от православной церкви, исполняли все обряды. Но они считали, что надо идти от видимой церкви в внутренней, усилить мистическую сторону. Они верили в спасение и в волю Бога. Они требовали деятельной любви и занимались филантропической деятельностью. Они создавали издательства, открывали аптеки, давали стипендии студентам, создали переводческую школу. Масонство подготовило славянофильство. В творчестве масонов, особенно Новикова разрабатывались программы воспитания.

Образовательная политика Екатерины II

Екатерина 2 находилась под влиянием просветительских идей Д.Локка, Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро, К. А.Гельвеция, Вольтера, однако в своей просветительной политике она критически переосмысливала западные идеи, применяясь к условиям самодержавной России и пропагандируя христианские идеалы.

Создавая комиссию по Уложению (новому законодательству), она предполагала собрать проекты и по организации образования в России. Такие проекты поступали. Однако её реформа образования 1786года не опиралась на предложения от сословий, а была адаптацией к условиям России австрийской реформы. Она создает комиссию об учреждении училищ во главе с сенатором П.В.Завадовским. Пригласив серба Янковича де Мериво, знакомого с австрийской системой, она поручает ему разработать план реформы , учебники и инструкции для учителей. В результате был издан Устав народным училищам в Российской империи, согласно которому стали в губернских городах создавать главные народные училища 4 года а в уездных малые народные училища (2 года). В училищах была классная система, а не индивидуальное обучение. Программа двух младших классов главного училища совпадала с программой малых училищ. Предполагалось, что после окончания главного народного училища можно будет поступить в университет. Там предполагалось ввести латынь, немецкий, русскую грамматику, начало всеобщей историю, географию, физику, механику, геометрию. Преподавали 6 учителей. Создание главных училищ в каждом губернском центре было продолжением политики Петра по организации государственного образования. Необходимость большого числа учителей требовали организации их государственной подготовки. На базе петербургского главного народного училища создается первая учительская семинария, которую возглавляет Янкович и разрабатываются Руководства учителям и правила учащимся. Создаются и переводятся учебники, таким образом, достигалось единообразие в деятельности учителей. Студентов для учительской семинарии набирают из выпускников духовных семинарий. Малые народные училища ориентированы на обучение детей из семей купцов, приказчиков, мелких чиновников, так как Екатерина стремилась развить третий чин, недостаточно развитый в России по сравнению с Западом. Училища создавались на местные средства. В малых училищах изучалась книга «О должностях человека и гражданина» (перевод австрийского педагога Иоганна Фельбигера). Она имела вариант для учителей с перечнем вопросов, которые учитель должен был задавать детям. Во введении к книге определялась цель воспитания как достижение христианской добродетели, своего благополучия, которое возможно при верности государю, здоровье, трудолюбия и т.д.. Объяснялись обязанности перед Богом, ближним и самим собой. Во второй части говорилось о правилах гтгтены, давались рекомендации по сохранению здоровья, уходу за больными ит.д.В третьей части рассказывалось об окружающем мире, в последней сведения по домоводству, наукам, искусствам, ремеслам. Как малые, так и главные училища открывались с трудом, к концу 18 века их было 288.

Екатерина II не только проводила реформы и создавала законодательную базу, но и выдвигала требования к воспитанию. Она изложила их в «Наказе», где говорилось о воспитании с раннего детства религиозного чувства, страха Божьего, уважения к законам и правительству. В 1782 Екатерина издает «Устав благочиния»- по содержанию закон о полиции, которой поручалось воспитание подданных и контроль.

В нем изложен моральный кодекс гражданина Российской империи:

«1.Не чини ближнему, чего сам терпеть не можешь.

2.Не токмо ближнему не твори лиха, но твори добро, колико можешь.

3.Буде кто ближнему сотворил обиду личную, или в имении, или в добром звании, да удовлетворит по возможности.»

4.В добром помогите друг другу, веди слепого, дай кровлю не имеющему, напой жаждущего.

5. Сжалься над утопающим, протяни руку помощи падающему.

6. Блажен, кто и скот милует, буде скотина и злодея твоего спотыкнется, подыми его.

7. С пути сошедшему указывай путь».

Свое понимание задач воспитания и обучения ЕкатеринаII показала и в совместной деятельности с И. И. Бецким. Ему Екатерина II поручила создание системы воспитательно-образовательных учреждений для детей различных сословий. В основе подхода Екатерины и Бецкого лежала идея, возникшая под влиянием романа Ж.Ж.Руссо «Эмиль или о воспитании», о «создании новой породы людей», благодаря продуманному воспитанию в закрытых учебных заведениях, изолируя детей от семьи и домашней среды. Девочек с5-6 лет до 18-20. предполагалось воспитывать в закрытых дворянских институтах. Первый открытый Бецким «Смольный институт благородных девиц», открытый в Петербурге (позже при нем мещанское отделение). Мальчики в закрытых кадетских корпусах. При Екатерине II и Бецком программа кадетских корпусов приобрела широкий общеобразовательный фундамент. Корпуса имели библиотеки, театры. Издавали журналы. Екатерина гордилась образованностью кадет, их готовностью к военной и статской службе.

Новую программу воспитания Бецкой изложил в документе «Генеральное учреждение воспитания обоего пола юношества». Им были созданы воспитательные дома для приносных детей в Петербурге и Москве, училище при Академии художеств, коммерческое училище. В воспитательных домах Бецкой предполагал подготовить новых людей дворянского окружения-прачек, горничных, домашних учительниц, врачей ит.д. Предполагалось открыть «дядские школы»- готовить «дядек»- воспитателей для дворянских детей.

Однако, большая часть дворянства конца 18 века продолжало учить детей дома, особенно девочек или в частных иностранных пансионах. Большой популярностью пользовался Благородный пансион при Московском университете. В Москве было две гимназии, открытых при Елизавете в 1755 году- дворянская и разночинная, которые готовили студентов для университета.

Наши рекомендации