Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения
О. функция. Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний (обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний), умений, навыков (автоматизированных действий) с целью их использования на практике. Чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало бы путь к освоению последующего. Конечным результатом является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими. Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков работы с книгой, самостоятельной работы. В. функция. Органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися Формирование личности невозможно без усвоения системы нравственных понятий, норм и требований. В. функц.: формирование научного мировоззрения, формирование отношений воспитанников к науке (учению), природе, искусству, труду, обществу, самому себе и другим, выражающихся во взглядах, идеалах, убеждениях; воспитание моральных качеств личности, волевых черт характера и соответствующих социально приемлемых форм поведения. Важнейшим аспектом является формирование мотивов учебной деятельности. Р функция. Объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Р функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности - развивающего обучения. Сводится к развитию речи и мышления, поскольку именно развитие вербальных процессов нагляднее других выражает общее развитие ученика Развитие личности как целостной психической системы.
Все три функции обучения нельзя представлять себе как три параллельно осуществляемые, неперекрещивающиеся линии в потоке влияний учебного процесса. Все они находятся в сложно переплетающихся связях: одна предшествует другой, является ее причиной, другая является ее следствием, но и одновременно и условием активации первопричины. Две из них - образовательная и воспитательная - являются в единстве основой третьей, развивающей функции. Последняя, в свою очередь, интенсифицирует предыдущие. Вот почему к взаимосвязи этих функций надо подходить, учитывая диалектический характер их единства
14. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. (Конкретного ответа нигде нет, по этому тут немного определений, противоречия из которых можно будет, что-нибудь выжать для ответа. Немного взято с http://www.kgau.ru/distance/mf_01/ped-asp/14_01.html , ничего более приемлемого не нашла)
Процесс обучения – это не просто механическая совокупность основных элементов, а качественно новое, целостное явление.
Целостный педагогический процесс:
отражает целенаправленные усилия людей по реализации педагогической деятельности;
систематизирует разрозненные факты, знания, умения и навыки, нормы поведения, необходимые для гармоничного развития личности в единый процесс.
Само слово «целостный» предполагает взаимодействие в педагогическом процессе основных видов деятельности (учебной, трудовой, физкультурной, бытовой, творческой). Содержание целостного педагогического процесса составляют определенные образовательные стандарты, отражающие необходимый минимум обществоведческих знаний, трудовых умений и навыков.
Движущей силой развития и совершенствования целостного педагогического процесса являются противоречия. Основное противоречие возникает между многообразием жизненных взаимодействий ребенка и невозможностью абсолютного охвата всей детской жизни педагогическим влиянием. Постоянные изменения в общественной жизни, возникновение новых ситуаций, отношений, требований к детям делают не возможным создание раз и навсегда данной и неизменной педагогической системы, абсолютно совершенной педагогической целостности.
Другое противоречие постоянно обнаруживается и воспроизводится между уровнем развития ребенка, состоянием его знаний. Умений. Навыков и возрастающими требованиями к жизни.
Преодоление противоречий учебно-воспитательного процесса, обеспечение его высокой эффективности достигаются за счет полноценного функционирования основных содержательных элементов, образующих его целостность. К таким слагаемым целостности педагогического процесса Лихачев относит:
- детский трудовой воспитательный коллектив, разнообразные общественные организации как ведущие содержательные системы общественных отношений, основные формы целостности, факторы и условия воспитания;
- обучение как стержневой содержательный элемент целостности;
- общественно полезный, производительный труд как важнейшая основа целостности воспитания;
- внеучебная (внеклассная, внешкольная, по месту жительства) творческая деятельность как органический элемент целостности;
- воспитание в семье во взаимодействии со школой и общественностью как условие объединения главных сил в целостном педагогическом процессе.