Подготовка классного руководителя и общие условия его работы
Слагаемыми педагогического мастерства классного руководителя, воспитателя, куратора являются:
- знания и умения по детской и подростковой возрастной психологии, педагогической психологии, социальной психологии и социальной педагогике;
-знания теоретических основ воспитания;
- владение технологией воспитательного воздействия на личность, группу, коллектив;
- широкая образованность и духовная культура, интеллигентность;
- бережное отношение к накопленному отечественному и мировому педагогическому опыту, опыту и традициям народной педагогики;
- способность преодолевать отжившие штампы и стереотипы, находить нетрадиционные воспитательные технологии и брать на себя ответственность за педагогическое новаторство;
- ориентация на человека, и прежде всего на ребенка, подростка, как на высшую ценность, уникальную человеческую личность;
- опора на науку, способность прогнозировать и просчитывать свои действия, владение приемами анализа и самоконтроля, умение педагогически осмыслить новые социально-экономические условия, оценить новые тенденции с позиций педагогической целесообразности;
- вера в человека, в пользу и правоту своего дела, педагогический оптимизм, мужество и сила воли;
- коммуникабельность, сотрудничество в основе отношений.
Планирование воспитательной работы - одно из самых важных условий осуществления подхода к воспитанию. Перспективное, четкое и оперативное планирование обеспечивает высокую эффективность воспитательной работы и позволяет выделить наиболее существенные направления, концентрировать внимание на главном.
Основным документом классного руководителя является план воспитательной работы. Он отражает содержание, формы и методы воспитательной работы. При планировании классный руководитель должен учесть:
1. Анализ за прошлый год.
2. Цели и задачи воспитания.
3. Уровень развития и воспитанности учащихся.
4. Возможности школы.
5. Опыт и подготовку классного руководителя.
План воспитательной работы должен отвечать ряду требований:
а) Цели воспитания. План - это не просто перечень. Одно мероприятие должно обязательно продолжать другое.
б) Реальные потребности коллектива.
в) Перспективность.
г) Согласованность плана с общественным планом.
д) Учет объективных и субъективных возможностей.
е) Конкретность плана.
ж) Комплексный подход к планированию (единство нравственного, трудового, правового, физического, эстетического воспитания).
Планирование должно быть гибким, чтобы стало возможным дополнять и изменять мероприятия.
Приступая к планированию воспитательной работы, необходимо освежить в памяти концепцию образования, Международную декларацию прав ребенка, Устав школы, рекомендации Минобразования.
Используя тесты, можно определить конкретные воспитательные задачи класса.
Структура плана воспитательной работы:
1. Краткий анализ воспитательной работы за прошлый год.
2. Цели и задачи на новый учебный год.
3. Характеристика класса (с учетом анализа уровня воспитанности учащихся).
4. Основные воспитательные дела по организации и развитию классного коллектива.
5. Цель этих дел.
6. Форма проведения.
7. Анализ данных дел (в анализе указать уровень развития коллектива).
8. Индивидуальная работа с детьми (в разделе предусматриваются методы и приемы вовлечения конкретных учащихся в подготовку и проведение значимых дел).
9. Индивидуальная работа с родителями (в разделе предусматривается участие родителей в конкретных делах и помощь, оказываемая ими).
Схема плана воспитательной работы:
Основные дела класса, школы.
Цель дела.
Форма проведения.
Анализ дела.
Индивидуальная работа с учащимися.
Индивидуальная работа с родителями.
Согласно разделу "Документация" классный руководитель помимо плана воспитательной работы имеет тетрадь работы классного руководителя и карту индивидуального развития учащегося.
Тетрадь работы классного руководителя включает в себя все сведения об учащихся, занятия во внеурочное время, сведения о здоровье, о питании, о дежурстве по классу, школе, работе с родителями (собрания, лектории, индивидуальная помощь и т.д.), работе с учителями, работающими в классе.
Классный руководитель выполняет в школе очень важные и ответственные функции, является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся. К.Д. Ушинский писал: "Воспитатель должен узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях..."
Ключевые компетенции современного классного руководителя:
1. Системное мышление, видение развития процессов: системный и структурированный подход к решению проблем; способность систематизировать, стандартизировать задачи и подходы, понимание приоритетов, анализ альтернатив и нахождение оптимальных вариантов решений; способность нести ответственность за принятие решений.
2. Аналитические способности: логичность, методичность, тщательность в решении проблем, рациональность, упорядоченность, предсказуемость, учет деталей.
3. Инновационность: способность принимать и предлагать новое, проявлять инициативу, управлять творчеством; умение без внутреннего сопротивления воспринимать разнообразные идеи, позиции, предложения.
4. Гибкость: готовность к изменениям; способность быстро и адекватно реагировать на проблемные ситуации, видеть и определять проблему, находить пути ее решения.
5. Ориентация на систематическое развитие: обучаемость, восприимчивость к новым методам и технологиям, умение применять новое на практике; готовность к анализу своих достижений и недостатков, разумному использованию чужого опыта.
6. Организаторские способности: способность управлять людьми, умение организовать себя и коллектив для решения задач: расставлять приоритеты, концентрироваться на важном, планировать, контролировать; умение эффективно собирать и направлять в нужное русло ресурсы.
7. Умение управлять временем: умение проводить ситуационный анализ, определять и формулировать цели, осуществлять годовое, месячное, недельное планирование, планирование дня; умение осуществлять контроль достижения поставленных целей, подводить итоги дня.
8. Работа в команде: умение создавать команду, работать в ней; знание характеристик эффективной команды; умение поддерживать климат сотрудничества, выполнять правила поведения и общения членов команды.
9. Коммуникативные деловые умения: способность отстаивать собственное мнение, права, не разрушая отношений; умение вдохновлять новыми идеями и планами; умение задавать правильные вопросы и определять степень информированности и эмоциональное состояние партнера; умение эффективно поощрять и критиковать других людей.
10. Умение вести переговоры: умение определять цели и задачи презентации, интересы аудитории; умение построить эффектное вступление, связующие фразы, основную часть и завершение презентации; владение стратегиями убеждения и ораторскими навыками.