История становления фэндомной культуры

«Фанатизм (от лат. fanatismus) — исступленная, доведенная до крайней степени приверженность к каким-либо верованиям или воззрениям, нетерпимость к любым другим взглядам, например, религиозным» . Так определяет фанатизм вовсе не краткий словарь иностранных слов и не какое-либо другое краткое руководство для студента, но последнее издание БСЭ.

Впервые в оборот это понятие ввел Ж.Боссюэ (1627 — 1704), католический епископ, бывший одним из главных идеологов французского абсолютизма и видевший в католичестве, достаточно резко обособившемся от Рима и по сути превращенном в национальную религию, официальную систему взглядов для монархической Франции. Для него фанатиками были протестанты, поскольку они полагают, что все их "мечтания" вдохновлены Богом. Для Боссюэ фанатики — это не парижские буржуа, которые в 1572 г., в ночь на 24 августа, когда празднуется день апостола Варфоломея, со всех ног, — как напишет потом Вольтер, — бросились убивать, перерезать горла, выбрасывать из окон и рубить на куски своих сограждан только за то, что они не ходили к мессе . Фанатики для Боссюэ — именно протестанты, ибо они ощущают, что их вера зависит только от Бога, но никак не от церковных установлений или утвержденных правил, принятых и одобренных кем бы то ни было.

П.Бейль (1647-1706) дает принципиально иное определение фанатизма, понимая его, как суеверие, плод незнания, иррационального или, вернее, предрационального сознания.

Если Боссюэ дает католическое, хотя, разумеется, не разделяемое католическими учеными сегодня, толкование термина «фанатизм», то Бейль предлагают под фанатизмом понимать все, что касается ранних форм религии, а шире — религиозного чувства вообще. Однако как Боссюэ, так и Бейль связывают фанатизм с теми ощущениями, которые переживает верующий. В сущности, при всей кажущейся несовместимости двух определений фанатизма и в том, и в другом случае речь идет о самостоятельном религиозном чувстве, не регулируемом никакой богословской системой или церковной структурой.

Что же касается самой этимологии термина «фанатизм», то встречающееся у римских авторов латинское слово fanatici употреблялось в классической латыни исключительно применительно к жрецам Беллоны, Кибелы, Великой Матери и других восточных божеств, которые практиковали экстатические культы. С бубнами и тамбуринами, одетые в черное, они проходили по улицам города, затем падали на землю и, впав в экстаз, раздирали себе грудь до крови, предсказывали будущее и т.д. При этом само это слово, является производным от fanum — святилище.

В СССР слово «фанат», как правило, не употреблялось, вместо него говорили «поклонник». Взаимоотношения артист-поклонник и сейчас считается очень деликатной темой.

Термин «фэндом» пришёл в русский язык из английского. Исходно это слово означало «группа людей, увлекающихся научной фантастикой», но постепенно значение термина стало более расплывчатым. Как и в случае западных фэндомов, исторически первые и самые большие русские фэндомы связаны с фантастикой (время расцвета: 1980-е — 1990-е годы). Сейчас наиболее многочисленными являются фэндомы (перечислены в хронологическом порядке): «Властелина Колец», «Хроник Нарнии», «Звёздных войн», «Звёздного пути», «Гарри Поттера», «Дружбы — это чудо», «Времени приключений с Финном и Джейком», «Хеталия и страны Оси», «Шерлока», «Доктора Кто», «Перси Джексона», «Голодных игр» и др.

Существуют специальные названия для фанов некоторых отдельных жанров и направлений. Например, отаку — любители аниме и манги; треккеры — любители сериала «Звёздный путь»; поттероманы — любители книг и фильмов о Гарри Поттере; толкинисты — любители творчества Дж. Р. Р. Толкина, хувианы (доктороманы) —любители сериала «Доктор Кто», шерлокоманы — любители сериала «Шерлок», брони — любители сериала «My Little Pony», суперамипришибленные — любители сериала «Сверхъестественное», хеталийцы — любители аниме и манги «Hetalia», персоманы — любители книг и фильмов о «Перси Джексона» и т. д.

Не все поклонники определённого произведения являются участниками фэндома. Главный смысл существования фэндома — общение с другими фанатами. Сейчас обмен информацией между членами фэндома осуществляется в основном через Интернет, хотя до сих пор актуальны и классические формы — местные клубы любителей фантастики (КЛФ), фэнзины (любительские периодические издания) и конвенты (региональные, национальные и международные съезды или конференции, как правило, ежегодные).

Также существуют термины «фандомный образ персонажа», «фандомный миф». «Фандомный (фанонный) образ» — собирательный образ персонажа, каким его изображают авторы большинства фанфиков, в некоторых случаях сильно отличается от образа этого же персонажа в исходном произведении («каноне»). «Фандомный миф» — факт, относящийся к вымышленному миру, не описанный в «каноне», но часто упоминающийся в фанфикшене. Совокупность фандомных мифов часто называется термином «фанон» (от «фандом»+«канон»).

Первые известные организованные группы любителей фантастики появляются в начале 1930-х годов в США в виде любительских почтовых ассоциаций, члены которых обменивались письмами и самодеятельными публикациями на интересующую их тему. Самой известной из таких групп считается Science Correspondence Club, одним из активистов которой был Рэймонд Палмер (будущий редактор журнала «Amazing Stories»).

В 1934 году Хьюго Гернсбек пригласил читателей его журнала «Wonder Stories» объединиться в Лигу Научной Фантастики (Science Fiction League). Организация задумывалась им просто как группа поддержки журнала, однако она быстро переросла первоначальные узкие рамки и стала центром кристаллизации так называемого Первого Фэндома.

Сообщество стало средой, в которой развились таланты множества известных писателей-фантастов: членами Первого Фэндома были Айзек Азимов, Рэй Брэдбери, Фредерик Пол, Джудит Меррилл; будущие издатели книг и комиксов Джулиус Шварц, Дональд А. Уоллхайм, энтузиасты и первые исследователи фантастики Сэм Московиц, Форрест Дж. Аккерман и другие.

С 1939 года проводятся Всемирные конвенты научной фантастики (WorldCon).

В СССР первые организованные группы любителей фантастики появились в 1960-х годах на волне хрущёвской «оттепели» и первого расцвета отечественной фантастики.

Возможно, первым произведением отечественной фантастики, которое породило создание фан-клубов в СССР, стала дилогия Георгия Мартынова «Каллисто» (1959) и «Каллистяне» (1960). После выхода этих романов при детских библиотеках десятками стали формировались общества их поклонников, которые писали фанфики, создавали музеи Каллисто, составляли энциклопедию Каллисто, и так далее.

Однако по-настоящему массовым движение клубов любителей фантастики (КЛФ) стало только в начале 1980-х годов. Тогда же по инициативе Союза Писателей РСФСР и журнала «Уральский следопыт» в Свердловске начали проводиться ежегодные фестивали фантастики «Аэлита».

В 1984 году, на пике борьбы КГБ с общественными движениями, некоторые КЛФ были закрыты или лишились поддержки библиотек, домов культуры или отделений Общества Книголюбов, которые прежде предоставляли им помещения для проведения заседаний. Однако начавшаяся вскоре горбачёвская перестройка вывела клубы из-под прямого давления спецслужб; последняя (безуспешная) попытка местных властей запретить съезд КЛФ была предпринята в 1987 году.

В настоящее время сообщества активно используют Интернет как для информационного обмена, так и для создания архивов информации по своей теме. Для этого часто используются форумы, блоги, социальные сети, видеохостинги и другие коллективно редактируемые сайты. Распространённым видом творчества является фанфикшн — написание историй о вселенной и персонажах сообщества. Другими видами творчества являются фан-видео (создание любительских видеороликов по теме сообщества с кадрами, объединёнными общей идеей) и фанарт (который может подразумевать как создание оригинальных рисунков, так и переработку готовых материалов для создания коллажей, аватаров, заставок для рабочего стола). Интернет также используется для организации различных мероприятий в рамках сообщества, например ролевых игр, фестивалей и конкурсов косплея.

В современном пространстве интернета существует множество культурных сообществ. Среди них можно выделить так называемые фандомы (фэндомы), объединяющие поклонников известных литературных текстов, сериалов, фильмов, музыкальных исполнителей и т.д. Так, в настоящее время в молодёжной среде пользуются популярностью фандомы сериалов "Supernatural" ("Сверхъестественное"), "Sherlock" ("Шерлок"), кинофильма "Начало" (реж. К. Нолан, США, 2010 г.), музыкального жанра J-rock (японская рок-музыка) и др.

Наши рекомендации