Предпосылки (условия) образования устной речи

К числу обязательных условий развития правиль­ной речи относится в первую очередь наличие у детей хорошего слухового внимания, речевого слуха и про­износительных возможностей.

Ж.Ж. Руссо писал, что дети слышат разговор с самого рождения, что с ними разговаривают раньше, чем.они могут понимать сказанное и тем более отве­чать на голоса. Поэтому нельзя даже быть уверенным, что эти звуки воспринимаются вначале их ухом также отчетливо, как нашим.

Орган речи у маленьких детей еще инертный, за­мечает Руссо, и лишь мало-помалу старается подражать окружающим звукам. Поэтому целесообразно, чтобы первые членораздельные.звуки, которые ребенок слы­шит, были «редки, легки, ясны, часто повторялись».

Руссо считал полезным, чтобы маленького ребенка забавляли песнями и веселыми и разнообразными зву­ками, и в то же время он категорически возражал, что­бы ребенка оглушали «множеством бесполезных слов, в которых он не понимает ничего кроме интонации».

Большое значение в развитии детской речи прида­вал развитому слуховому восприятию и окружающей речевой среде И.Г. Песталоцци, который много писал об этом.Первым до слуха ребенка, но мнению Песталоцци, доходит его собственный голос и голос матери, кото­рыми слышит как следствие своего голоса. Ребенок кричит, и мать отвечает ему, он слышит голос отца и голоса членов семьи. Когда они впервые через слух доходят до его сознания, они представляют для него лишь просто звуки, о которых он ничего не знает.

Но время это скоро проходит. Ребенок постепенно учится устанавливать связь звуков с их причиной, и это происходит в том же порядке, в котором они дохо­дили до его сознания.

Первое ощущение связи звука с предметом, это ощущение связи голоса матери с нею самой. Поэтому ее поведение при руководстве первыми впечатления­ми ребенка оказываются решающими в том, получит ли он правильное первоначальное развитие ума и чувств или же с самого начала окажется запущенным.

Как только ребенок научится связывать голос ма­тери с нею самой, круг его познаний начинает все далее расширяться, Он начинает устанавливать связь всего происходящего в «кругу его чувственного опыта» — шевеления, хождения, падения, стука и т. д. — с теми предметами, которые эти звуки издают. «Так в ребенке развивается через чувство слуха общее понятие каж­дого типа звука как такового, То есть определенного и особенного, что присуще шуршанию, воркованию, раз­говору, пению».

В дальнейшем ребенок научится узнавать и при­менять в качестве выражения своего самосознания и впечатлений словесные знаки. Он должен будет на­учиться понимать не только связь между звоном коло­кола с самим колоколом, но и связь слова «колокол» с предметом, называемым колоколом, связь слова «звон» со звуком, называемым звоном.

Младенец слышит в своем окружении много зву­ков и слов. Многие из них часто повторяются. Ребенок слышит их слухом, они становятся знакомыми, и он даже привыкает их воспроизводить, вначале совершен­но не понимая их значения. Однако это предваритель­ное, смутное знакомство с ними на слух и впоследствии беглость в их воспроизведении служат «существенно полезной подготовительной ступенью для реального формирования способности к речи». Причем очень благоприятные условия создаются там, где ребенок с колыбели живет в такой среде, где достаточно много и о многом говорят, особенно о предметах ближайшего окружения ребенка.

Песталоцци подчеркивает, что «на формирование всех элементов речи у ребенка исключительно сильно и разносторонне имеют влияние механические подго­товительные средства слушания чужой речи». Слушая, как говорят другие, ребенок не только заучивает но­менклатуру родного языка в очень широком объеме, «он еще чисто мнемонически и обобщенно упражняется в применении форм склонения и спряжения со всеми их изменениями».

Исходя из сказанного выше, Песталоцци настоя­тельно рекомендует развивать у ребенка слуховое вос­приятие, речевой слух в тесной связи с развитием его речи. «Ребенок должен достигать большего, чем про­сто опознание звуков. Величайшая тонкость слуха в различении звуков и величайшее искусство в подра­жании им еще не развивают ребенка в собственно человеческом смысле. Только обучение речи дает ему специфически человеческое развитие».

С этой целью необходимо использовать многооб­разие и заманчивость звуков, доводить до слуха ре­бенка звуки речи то громко, то тихо, то нараспев, то со смехом. Все это делать живо, весело, по-разному, чтобы вызвать у ребенка желание лепетать, их по­вторяя.

Уже с колыбели нужно ежедневно произносить в его присутствии простые слоги, «а не предоставлять всецело развитие органов речи случаю, что обычно ведет к запозданию». Песталоцци считал, что нельзя предоставлять случаю решение вопроса о том, дойдут ли звуки речи до ушей ребенка рано или поздно, в обильном или скудном количестве. «Важно, чтобы зву­ки речи стали ему известны во всем своем объеме и по возможности рано». Знакомство ребенка с ними долж­но быть завершено еще до того, как у него разовьется способность произносить.

Взгляды Песталоцци на значение слухового вни­мания и речевого слуха, на развитие детской речи впоследствии нашли свое дальнейшее развитие в ра­ботах В.Ф. Одоевского, который ведущую роль в вос­питании ребенка отводил слову воспитателя. «Живое слово может производить могучее действие на все внутреннее развитие ребенка, на развитие умственное, эстетическое, нравственное». При этом речи воспита­теля («наставницы») он придавал значение образца, которому должны подражать и учиться дети. Поэтому он тщательно прослеживает, какими должны быть: речь воспитателя, обращенная к детям, ответы воспитателя на вопросы детей, вопросы к детям.

Речь воспитателя должна обладать следующими качествами: простотой, выразительностью, эмоцио­нальностью, внятностью, убедительностью, последова­тельностью. Очень ошибаются, указывал Одоевский, те, кто полагает, что разговоры с детьми не требуют с их стороны особенного искусства, что тут все дело в хо­рошем намерении и ценном содержании, а не в спосо­бе выражения. «Как бы ни были обширны познания наставницы, как бы ни были прекрасны чувства и поня­тия, которые она желает внушить детям, все это оста­нется бесплодным или принесет даже более вреда, чем пользы, если она не умеет говорить тем языком, кото­рый может быть внятен и убедителен для ребенка».

Мало того что ребенок слушает воспитателя. Как он слушает, понимает ли сказанные слова, возбуждают ли они в нем определенные чувства или понятия — вот круг вопросов, которые должны волновать воспитателя.

Обращая внимание на «шаткость» смысла слов, «произвольность» их значения, отчего даже взрослые не всегда понимают друг друга, Одоевский рекоменду­ет воспитателю в разговорах с детьми обратить внима­ние на доступность речи для их понимания, «спустить­ся в своих понятиях на ту ступень, на которой находит­ся ребенок, и потом уже... вести его вверх постепенно и осторожно, соразмеряя свои шаги с шагом ребенка». Необходимо использовать в разговорах с детьми понятные для них обороты речи, выражения. Говорить как можно проще. «Живое слово», обращенное к ре Предпосылки (условия) образования устной речи - student2.ru бенку должно быть согрето «неподдельным одушевле­нием». Говорить надо без излишних «длиннот» и рас­тянутости. Слова воспитателя должны отражать его мысль, убеждения, «а не говориться так только, по пра­вилу и ради наставления детям». Дети должны ценить каждое слово воспитателя. «Слово есть вещь святая».

Вопросы к детям должны быть достаточно просты и ясны, «но не настолько, чтобы в них заключался го­товый ответ, и ребенку не над чем было подумать». Система вопросов к детям должна помочь научить их правильно отвечать. При этом вопросы должны быть поставлены так, чтобы ребенок «не мог ответить каким-нибудь одним словом, а должен бы был непременно для ясности смысла сказать в ответ целую правильную фразу». Это связано с тем, что, по наблюдениям Одо­евского, дети говорят обычно неясно и сбивчиво, торо­пятся передать свою мысль как-нибудь, не заботясь о точности и правильности выражения.

Одной из форм исправления неправильностей детской речи является система встречных и наводящих вопросов, чтобы ребенок самостоятельно нашел ошиб­ки в своей речи «посредством собственного размыш­ления и соображения» и чтобы он сам себя исправил.

Воспитателю необходимо следить также за тем, как он отвечает на вопросы детей. Ответы воспитателя должны строиться «не как — нибудь, не рассеянно и небрежно, а сколько возможно яснее и полнее»; для этого необходимо самому иметь ясные понятия о пред­мете разговора. Нельзя ограничиваться сухими, крат­кими, казенными ответами; это допустимо лишь в от­ношении детей, склонных к пустой болтовне. В то же время ответы детям не должны грешить длиннотами и растянутостью выражения. Нередко целесообразно отвечать вопросами на вопросы детей, чтобы навести их на самостоятельные ответы.

Одоевский считал необходимым, чтобы воспита­тель, развивая речь детей, добиваясь от них речи не­торопливой, обдуманной, последовательной, точной, внятной, ясной, полной, грамотной, — сам давал обра­зец правильной речи и тем самым способствовал воспитанию ее у детей.

Наряду с хорошим слуховым вниманием и речевым слухом для формирования правильной речи у ребенка должны быть достаточно совершенны произносительные возможности: состояние и подвижность органов речи.

Еще Руссо обращал внимание на то, что орган речи у маленьких детей инертный и лишь постепенно при­спосабливается к подражанию речевым звукам. Песталоцци, в свою очередь, отмечал, что ребенок очень рано ощущает в себе способность воспроизводить слы­шимые им звуки. Причем лишь практическое «приме­нение ее по настоящему и реально укрепляет органы речи ребенка, постепенно и незаметно, но изо дня в день». Он указывал", что ребенок не умеет говорить до тех пор, пока не разовьются его органы речи. И овла­дение родным языком — как в отношении развития органов речи, так и в отношении усвоения языка — происходит у ребенка медленно и постепенно.

Значительно полнее об органах речи у человека говорит М.В. Ломоносов. Он находит их «столь хитро устроенными, о чем невозможно и помыслить без удив­ления». Устроенными для выговора органами речи яв­ляются: губы, зубы, язык, небо и гортань с расположен­ными близ нее частями, то есть с язычком и «со сква­жинами в ноздри». В зависимости от движения органов речи Ломоносов впервые делает попытку классифици­ровать звуки русского языка. В этой первой классифи­кации с современных позиций много неточностей, оши­бочного, но сам принцип различения звуков от места и способа их образования не вызывает сомнений.

В зависимости от положения и движения органов речи он делит звуки (и соответствующие им буквы) на гласные и согласные.

Гласные образуются, по его мнению, от разного по­ложения рта («расширения», «стиснения», «округления» и «протяжения»). В свою очередь, они могут возникать от удара воздуха в переднюю часть рта, ближе к губам (это «тонкие» или «острые» звуки Я, И, Е, Ю) или от удара воздуха во внутреннюю часть рта, ближе к гортани (это «дибелые» или «тупые» звуки А, Э, Ы, О, У).

Согласные звуки образуются «от расположения или движения» отдельных органов речи. От «располо Предпосылки (условия) образования устной речи - student2.ru Предпосылки (условия) образования устной речи - student2.ru Предпосылки (условия) образования устной речи - student2.ru Предпосылки (условия) образования устной речи - student2.ru Предпосылки (условия) образования устной речи - student2.ru жения» зависит произношение звуков В, Ф, Ш, 3, С, Ж, X. «Движение» может быть двояко: это «ударение» или «трясение». «Ударением» образуются звуки: Б, Г, Д, К, Л, М, Н, П, Т, Ц, Ч; «трясением» — Р.

Согласные звуки, по классификации Ломоносова, делятся на твердые и мягкие в зависимости от напря­жения органов речи и силы выдыхаемого воздуха. Поэтому, по его мнению, к твердым губным звукам относятся П, Ф, к мягким — Ж, 3; к твердым язычным — Т, к мягким — Д и т. д.

К. Д. Ушинский, раскрывая физический источник языка, указывал, что в бесконечном разнообразии дви­жений, вызывающих речь человека, принимает учас­тие не один какой-нибудь нерв, а «очень сложная си­стема нервов и мускулов». Среди нервов, участвующих в речи, он называет тройничный, лицевой («личной»), блуждающий, подъязычный. Он отмечал, что ветвь трой­ничного нерва управляет движениями нижней челюсти не только при жевании, но и при произношении слов, что при парезе этого нерва движения челюсти наруша­ются. Подъязычный нерв снабжает двигательными во­локнами все мышцы языка. Отсюда понятно важное значение этого нерва в образовании звуков речи.

Ушинский обращает внимание на то, что язык при­нимает важное участие в речи, но кроме него в этом акте, принимают участие мышцы и лица, и нижней челюсти, и гортани, и мышцы, управляющие движени­ем легких.

Наши рекомендации